Сплав по Микчангде и поход по озёрам Лама и Капчук на плато Путорана

Автор: Андрей Пашкевич
Дата публикации: 22 июля 2021

Ходили 10-21 июля 2021 года, это был поход Клуба Приключений. Нас было 12 человек, 4 инструктора Клуба Приключений: Я, Аня Васильева, Антон Белозёров и Наташа Суваржинская и ещё 8 участников похода. Ходили на байдарках Вега 2 в спортивной модификации, экипажи были такие: Я и Аня, Антон и Наташа, Денис и Марина, Алиса и Николай, Андрей и Светлана и Игорь и Евгения.

Маршрут наш состоял из сплава по реке Микчангда и похода по озеру Лама на байдарках, также мы сходили в 6 трекингов в горы.

К началу сплава на реке Микчангда по реке забрасывались на аэролодке Север, забрасывал нас Саня Волшебник. А до устья Микчангды добрались на обычном катере. Аэролодка закинула нас в две ходки по 6 человек. Забросили нас примерно на 80 км вверх по реке, примерно за 2 часа. Вторая часть группы была на месте часа через 3 после первой. Назад мы пойдём уже своим ходом. Изначально мы планировали заброситься километров на 25 выше, но топливо в лодке стало заканчиваться, и мы причалили у более-менее ровной полочки у реки. В 2022 году я водил ещё один поход в этих местах, мы забросились пешком из долины реки Бучарама, что впадает в озеро Лама, это классическая версия этого маршрута, но так он получился весьма сложным. А с аэролодкой он был значительно проще, потому что водникам перейти перевал Бучарама очень не легко :) С 2023 года в Клубе Приключений мы водим походы по похожему маршруту, но с заброской на вертолёте в верховья Микчангды, это примерно на 35-40 км выше по течению чем описанный тут маршрут. Кстати тот верхний кусок Микчангды самый красивый.

Примерный трек маршрута я нарисовал на гугл-карте, я его не записывал а нарисовал при составлении этого описания, поэтому он не точный.

На карте видно откуда мы начали наш поход. 10 июля мы добрались к точке старта только к позднему вечеру, а вторая часть группы добралась ночью. Поэтому 11 июля мы долго спали и потом пошли погулять в горы.

Больше фотографий с этого похода загружено в фотоальбомы.

Долина Микчангды очень красива! Высокие изрезанные борта долины, водопады, множество примыкающих долин ручьёв и маленьких рек. Одна из таких долин была рядышком, это был красивый скальный цирк с приличным ручьём вытекающим из него. Я слетал туда на квадракоптере, посмотреть что там интересного и как туда лучше пройти. Виды впечатлили и мы утром решили пойти посмотреть водопады и сам цирк.

Как видно по спутниковому снимку, кстати на гугл-карте он так себе, лучше смотреть слой ESRI спутниковый, например на https://nakarte.me, и как видно по снимкам с дрона, вдоль реки тянутся приятные и красивые гряды метров 10-20 в высоту, а вот потом, перед первой ступенькой, большое болото и заросли кустарника. Может оно когда и высыхает, но по в нашем случае идти там было тяжко. Подъём на первую полку не сложный, дальше приятный редкий лес. Потом мы пошли по этой полке в сторону цирка, постепенно забираясь выше. Троп там конечно нет, как и почти везде на Путоранах :)

Подход к водопаду оказался неудобный, а второй, большой водопад, мы прошли мимо, я не нашел его. Постепенно мы забрались выше зоны леса и направились в цирк. Сам ручей течёт в глубоком каньоне и подходить к нему неудобно. Подъём в целом не сложный, курумник, трава, кусты… А цирк очень красивый оказался!

Туда-обратно прошли около 8 км за часов 5, вечером мы уже не пошли на воду, решили отдохнуть и акклиматизироваться, вчера у всех была тяжелая долгая дорога до Норильска.

На воду вышли 12 июля, сплавлялись мы на байдарках Вега производства Тайм Триал, это были специально разработанные для нас Веги, более узкие и длинные. Лодки эти удобны своей универсальностью, они хороши и как сплавные байдарки и как байдарки для озёр и морей, по гладкой воде наша группа шла со средней скоростью 4-5 км/час. Если нормально грести, то лодка идёт 6-7 км/час по озёрам. Также в ней много места для вещей. Я их считаю оптимальными для экспедиционного формата.

С вечера 10-го июля вода около нашей точки старта упала примерно на сантиметров 30-40, был ещё паводковый уровень воды, но она резко падала. В 2022 году в августе вода здесь была на метр-полтора ниже.

Мы собрали наши 6 байдарок, упаковались и в путь! Стартовали по небольшой шивере. Поскольку мы поднимались по реке снизу на аэролодки, все участки реки я видел. Больших локальных порогов на ней не было по нашей воде. Была протяженные шиверистые участки с валами до метра ближе к низу реки. Мы стартовали с высоты примерно 250 метров над уровнем моря, а озеро Лама примерно на 45 метрах, около 200 метров падения на 70-80 км пути. На Микчангде есть как спокойные участки, так и шиверистые, где несёт постоянно. Местами река разбивается на десятки рукавов, а местами собирается в одно мощное русло.

Основные препятствия — это разнообразные прижимы под деревья и завалы и конечно шиверы, треть реки — это постояннвая шивера. Это река 2 к.с. по классификатору, примерно так и есть по моим ощущениям. У нас был один киль в прижиме в небольшой протоке. Опасность этой реки — течение, в случае киля можно далеко заплыть. Также легко можно разойтись по разным рукавам русла и встретиться не скоро, надо кучнее идти.

Прошли мы километров 20 примерно, пока шиверы были не мощные, зато река была извилистая и ветвистая. По пути видели красивейшую радугу, а остановились уже под дождём. Встали на высоком правом берегу реки, напротив нас была красивая долина с водопадами, лететь туда на коптере было далековато, а пешком туда надо было бы часов 5 идти, в дождь не захотелось, да и на примете был водопад поудобнее на завтра.

Дров тут достаточно, повесили тент, хорошо провели время :) На утро пошли дальше. Место нашей ночёвки отмечено на карте домиком. До выхода на трекинг к водопаду река достаточно спокойная и широкая.

Километров через 7-8 мы остановились на каменистой косе на правом берегу, отсюда просматривался путь к водопаду до которого было километра полтора. Троп конечно тут нет, хотя на подходе к водопаду читалась еле заметная тропиночка, видимо сюда иногда ходят. Идти не торопясь и наслаждаясь видами около часа. По началу лес с кустами, а чем выше, тем приятнее идти, лес становится сухим и редким. Набор высот тут совсем небольшой, метров 50, водопад обозначен на картах как 40-ка метровый. Примерно такой он и есть.

Путь назад был не менее прекрасен, а пока мы гуляли, наши рыбаки наловили хариуса. И ещё конечно был прекрасный обед.

Вышли мы уже ближе к вечеру, хорошо что тут летом полярный день. Впереди было ещё километров 15 по реке с хорошим течением, прошли часа за полтора-два. Встали на правом высоком берегу, берег тут расчищен от кустов большими паводками, гладкая каменистая поверхность с песочком, прекрасное место для стоянки. Микчангда тут уже метров 50-70 в ширину, глубокая и быстрая.

Здесь прекрасная стояночка и был прекрасный тихий вечер. Отдыхали, купались… Горы вокруг уже не так близко, Долина Микчангды здесь шире. Впереди нас ждал самый порожистый участок с самыми мощными шиверами на реке, а потом озеро Лама, большое красивейшее озеро.

В самых мощных шиверах я фото не снимал :) Реку мы прошли достаточно быстро, в устье Микчангда разделяется на множество рукавов и течёт среди кусов и низких берегов. Вставать там негде. А нам надо было найти нашу заброску продуктов, которую мы оставили в устье. Нашли конечно, медведи её не съели :)

А дальше надо было найти стоянку на Ламе, поскольку вода в озере была очень высокой, стоянки были почти все затоплены. А берега около Микчангды низкие, поэтому мы шли километров 10 от заброски до точки стоянки.

А озеро было прекрасно! Был абсолютный штиль и начинался бесконечный полярный закат. Солнце постепенно садилось и цвета менялись от желтых к синим. Когда оно село за горы, всё вокруг стало ярко синим, вода, горы, небо. Мы рассекали эту красоту продвигаясь в сторону мыса Тонкий.

Был полярный день, поэтому ночь была прекрасна. Я взял фотоаппарат и пошел гулять по берегу озера Лама.

Утром была прекрасная погода, ветер был не сильным, и наши планы пройти 25 км и при этом подняться вверх по реке Капчук не казались фантастическими :) Река Капчук вытекает из озера Капчук, её длинна около 3 км, и это достаточно быстрая река, вверх против течения на вёслах не пройти. Примерно километра 2 нужно проводить байдарки вдоль берега. Занятие это достаточно утомительное, берег не везде удобный, местами подходят кусты, а по ним идти очень неуддобно. Идти же по руслу также неудобно, потому что камни там скользкие, да и глубоковато, полметра по нашей воде у берега. Глубина же самой реки около метра, местами до полутора. Течение было километров 5-10 в час. Проводка вверх заняла часа 2. Судя по карте, разница высот между озером Лама и озером Капчук 5 метров, но как-то по ощущениям побольше :)

Добрались до стоянки на берегу Капчука поздно, стоянка отмечена на карте. Капчук — очень красивое озеро. Прямо перед нами скалистые горы мыса Каменный, вокруг дикие места. На Капчук обычным моторные лодки не проходят обычно, хотя по нашей высокой воде могли бы аккуратненько подняться. В основном сюда поднимаются на аэролодках и подушках. А таких лодок мало и они дороги, поэтому людей тут на порядок меньше чем на Ламе. Соответственно и рыбы больше, хариус тут встречается существенно большего размера чем в Ламе. Нам попадались экземпляры в среднем 0,5-1 кг.

В 2023 году на Капчуке начали строить турбазу, в его восточной части, рыбы стало поменьше.

Вечером был потрясающий закат, мы ловили рыбу, сидели у костра. Хороший был вечер.

К нам близко подошла медведица с медвежонком, встреча не состоялась, медведица быстро удалилась.

Утро было не менее прекрасно :) Озеро Капчук утром.

На сегодня у нас были большие планы, два больших трекинга в горы. А к началу трекингов нужно было ещё дойти на байдарках.

Долина реки Никита-Юрях, около которой мы стояли плоская и очень большая, ходить по ней не интересно, никуда не дойдёшь в течении дня. А вот на следующей реке, восточнее Никита-Юрях, есть как минимум 3 красивых водопада. Это река текущая с вершины 1003 метра гор Бучарамы, течет она в красивом цирке и быстр опадает в сторону озера Капчук. Вот туда мы и планировали сходить погулять. До начала трекинга нужно было пройти 6 км на байдарках до небольшой рыбацкой стоянки около устья реки вдоль которой мы собирались подниматься. Сейчас тут рядом строят турбазу. Поближе к реке Никита-Юрях. До первого водопада идти около километра, за ним идут ещё 2 примерно на протяжении 500 метров. Вдоль реки там не пройти, надо обходить водопады немного вокруг. Высота водопада по карте — 23 метра, это похоже на правду. До верхнего подниматься метров 250 вверх. Подъём достаточно простой, а водопады красивые, в целом это хорошая радиалка погулять пару часов.

После прогулки к водопадам мы пообедали. Любители рыбалки занялись рыбалкой в устье реки Никита-Юрях, а любители погулять по горам пересекли озеро Капчук в сторону перемычки с Ламой, до того места куда подходит тропа со стороны озера Лама. Мы поднялись по тропе в сторону Ламы до тропы на гору Фестивальная, здесь есть тропа :) Редкость для Путоран. Это один из самых популярных трекингов в районе Ламы. Достаточно простой подъём и виды потрясающие.

Подниматься лучше вечером, когда красивый свет. На подъёме местами идёт тропа, которая теряется на больших каменных россыпях и собирается на основных сложных участках. Тропа не единственная, там скорее сеть из троп, которые собираются в узких местах.

На высоте около 650-700 метров начинаются круты скальные участки, ходить выше я не рекомендую без подготовки, но всё вполне проходимо. До этих скал идти вверх часа 2-2,5, там посидеть полчасика и вниз часа полтора. Итого 4-4,5 часа трекинг занимает до последней ровной полочки, если не торопиться. Можно подняться и выше, дойти до триангуляционного знака, отметки вершины 995 метров, можно и дальше идти по полуострову Каменный.

Ещё фотографии с квадрокоптера, снимал я с высот до 1200 метров примерно. Тут видно, что дальнейший путь по Каменному попроще первого скального участка, но всё же не для всех :)

Спустились мы поздно, прошли 6 км до лагеря на байдарках и у нас получился очень насыщенный день.

Утром горы начало затягивать облаками, нам предстояло пройти до начала реки Капчук, спуститься по ней и немного пройти до стоянки около ручья Витаминка. Спуск по Капчуку был быстрый и приятный, не то что подъём :) Пришли на стоянку к обеду. Витаминка вытекает из озера в скальном цирке полуострова Каменный, места тут красивые, горы высокие. Вдоль Каменного Лама очень глубокое, здесь ловят гольца троллингом, поэтому вдоль полуострова туда-сюда постоянно плавают рыбаки на моторках. Рядом и база отдыха Лама. Тут одно из самых людных мест на озере.

Переход до стоянки на Ламе.

Стоянку около Витаминки бывает почти полностью затапливает, по нашей воде у нас была небольшая полоска каменистого пляжа под палатки. Когда вода пониже, пляж тут метров 50 шириной. С этой точки отличные виды на Ламу и скалы полуострова Каменный. А ещё тут можно сходить в трекинг к водопадам на реке Витаминка. Их там много, ходят обычно до первых трёх. Самый приличный и красивый третий. До него идёт тропа от базы Лама, а выше третьего водопада нормальной тропы нет.

После ужина мы снова разделились, кто-то пошел ловить рыбу, кто-то отдыхать, а я повёл желающих на водопады. Вверх мы пошли по руслу Витаминки, подъём там так себе, а назад мы спустились к базе и затем вернулись в лагерь по берегу.

Спуск вниз был гораздо приятнее, а самый кайф нас нас ждал внизу, это было озеро Лама, потрясающее озеро Лама с облаками туманом и в ночном полярном свете, а потом начался рассвет… Я долго снимал эти пейзажи :)

История от рассвета до заката…

Подробнее история этого рассвета выложена в фотогалерее.

А дальше, дальше было утро, завтрак и переход до Южного Нералаха, там в паре километров от берега есть мощнейший водопад на озере Лама, водопад на Южном Нералахе. Он мощный в любое время года, а не как большинство, в начале сезона, до него есть хорошая тропа и дойти до него можно менее чем за час. А ещё по пути в лесу растёт огромное количество черники и голубики, чтобы её найти нужно свернуть с тропы. Около Нералаха построили большую новую турбазу, там теперь стоит пару десятков коттеджей, и людей там должно быть много. Но я там людей ни разу не встречал, мы остановились метрах в 500 от базы на берегу и пошли к водопаду. Кстати там в лесу ещё встречается красная смородина.

Пообедав мы пошли вдоль южного берега Ламы, на вечер ничего кроме отдыха у нас не планировалось, поэтому мы прогребли ещё 10 км и встали на берегу озера Лама. Подробности на карте.

Чем дальше на восток, тем ближе подступают горы к озеру, тем больше водопадов встречается по долинам ручьёв, красивее короче :)

Пока мы шли успели набежать тучки и стало пасмурно, а ночью вообще всё затянуло.

Сегодня у нас был большой переход по Ламе, в итоге мы прошли около 25 км до стоянки около долины Бучарамы. Шли долго и погода менялась от пасмурной до красивого солнечного заката с облаками. Ветра почти не было, шли по зеркалу озера. Это был очень красивый день! Особенно красиво стало когда дошли до поворота озера на юг, когда открылись виды на долины Бунисяк, Талая и Хойси. В конце озера виды потрясающие.

Встали на стоянку вечером. На фото наш ходовой день.

Что же делать ночью в такую погоду? Конечно снимать красоту плато Путорана. Я продолжил с штативом :)

Так я и встретил рассвет. Завтра планировалась большая радиалка на Шайтан гору с выходом к началу трекинга на байдарках, в итоге всё это займёт весь следующий день.

Утром мы вышли в сторону Шайтан горы на байдарках, до точки старта у большой каменной россыпи в долине ручья было 7 км по воде, там мы оставили свои лодки и пошли по ручью вверх.

Горы тут высокие, склоны крутые, по виду снизу мне показалось сомнительным что мы заберёмся на плато, а идея была забраться на самую вершину, на точку 1054 метра. Шайтан гора является одним из не многих мест где это возможно, забраться на верх плато и спуститься в течении дня.

Примерный трек я нарисовал на карте. Мы шли по долине ручья, по его правому (орографическому) берегу. Противоположный берег весь в кустах, а по кустам на плато Путорана лучше не ходить, очень уж они плотные. Поэтому мы шли по камням русла, пройдя метров 800-900 перешли ручей вброд и забрались на левый борт долины ручья. Подъём там крутоват. Дальше мы пошли примерно в направлении долины ручья что течёт с Шайтан горы. Лес там выгорал не так давно и всё выглядит плачевно. Позже мы нашли слабенькую тропу и пошли по ней. Она идёт до начала каменных россыпей и сыпух. А далее, далее хаос камней и скал перемежающийся пологими полочками. Трапповый рельеф. Мы поднялись примерно метров на 800 и остановились перед последним крутым взлётом. Там я запустил коптер, посмотрел дальнейший путь, и мы решили что вид от того места где мы были и так прекрасен :) Последний взлёт был наиболее крутым, а и без этого осыпи там местами были под 45 градусов. Изредка склоны были живыми и всё это дело сползало вниз. В целом сложноватый трек, существенно сложнее трека на Фестивальную.

Потом я понял, что идти надо было не по ручью где полно камней, а метров на 500 южнее, по лесу, который вполне редкий и ровный, к тому же он недавно выгорал, и кустов там почти нет. По ручью было тяжело скакать по камням. Да и брод был тяжелый, там камни в слое слизи, что не свойственно для Путоран.

А вот сам подъём отражен на фото внизу. Сыпуха мерзкая. А то куда мы не пошли, видно на фото с коптера, там небольшой крутоватый скальный участок.

Забравшись наверх всегда надо спускаться, а время уже было много, я уже не помню сколько мы поднимались, пишу эти строки я в 2024, но по ощущениям 5-6 часов занял этот подъём. Если бы не идти по ручью, то на час точно меньше бы шли. Спуск также был не легок, по такому склону вниз идти неприятно, да и сил поуменьшилось у нас.

После такого трекинга, когда мы сели в байдарки, были счастливы :) На стоянке нас ждала банька. Банька с настоящей туристической каменкой это прекрасно, а печку я сложил утром, если правильно помню, а Наташа наверняка её протопила, пока мы гуляли. Банька была прекрасной в любом случае:)

А дальше, а дальше были пейзажи озера Ламы :) В этом походе я мало спал.

На утро осталось только добраться до Норильска на катере :) На этом поход был закончен!

Больше фотографий с этого похода загружено в фотоальбомы. Также можно по тегам посмотреть.

Теги: , , , , , , , ,
Смотри ещё:
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.