Сплав по реке Долгая в Ленобласти, 13-15 октября 2023

Начало Долгой
Где-то в болотах
Тут ещё Долгая маленькая

Что делать, когда все реки Карельского перешейка пройдены? Верно, искать новые реки в других регионах. Россия большая, рек много, но нам то надо было что-то на выходные и не далеко от Санкт-Петербурга. В этот раз Марина предложила пройтись по какой-то новой реке Долгая, где-то в сторону Кингисеппа, на юго-запад от СПб, это всё что я знал перед выездом :)

Решили доехать на машине до моста через реку Луга в поселке Поречье, а в Лугу впадает наша Долгая, и тут мы планировали закончить наш сплав. Приближаясь в ночи к Поречью решили, что места тут дикие и машину оставлять стрёмно, оставили у магазина в более крупном посёлке Ивановское. Яндекс-такси тут на удивление работало, и мы заказали машину до посёлка Заручье без особой надежды на него. На удивление Яндекс-такси приехало через полчаса и в него поместились наши рюкзаки и байдарка. Пришлось доплатить за багаж :) Оказалось, что водитель жил в детстве в этом Заручье, начал рассказывать о реке когда узнал про наши планы. Говорит — завалов очень много, бобров, да и просто деревья падают часто, потому что река подмывает берега. Примерно такого мы и ожидали :)

Впереди нас ждал сплав на 75 км по неведанной извилистой реке и эти приключения манили нас. Особенно с учётом того, что информации об этой реке в Интернете найти удалось очень мало. В итоге вот что получилось, трек на нашего маршрута по реке Долгая на Гугл-картах записанный Мариной и фотографии реки которые я к нему привязал.

Маршрут по реке Долгая, Ленобласть

А в Интернет о реке очень мало информации. Вот что написано в Википедии:

Долгая — река в России, протекает по Ленинградской области. Устье реки находится в 93 км по левому берегу реки Луги. Длина реки — 91 км, площадь водосборного бассейна — 830 км.

Истоком реки является небольшое озеро Колпино, лежащее на высоте 64,2 м, из которого вытекает безымянный ручей, протекающий далее через два озерца, называемых Колпанятки (Колпинята). Ручей впадает в озеро Спасс-Которское (лежит на высоте 62,2 м), из которого у деревни Будилово уже вытекает река, носящая название Долгая (в деревне через реку построен железобетонный мост). Ниже на реке стоят деревни: Перегреб, Зажупанье. У деревни Филево (мост через реку) Долгая впадает в озеро Долгое, лежащее на высоте 59,5 м, а у деревни Заручье (мост через реку) — вытекает из этого озера. Несколько километров ниже у реки расположены развалины Свято-Успенского скита с Доложской пещерой-криптой в которой бьет освящённый православной церковью источник. Ниже на реке стоят деревни: Борисова Гора, Деткова Гора, Кологриво (мост через реку), Карино. На 48-м километре от устья слева в неё впадает река Дымакарка, а на 33-м километре справа — река Крупа (в верховьях — Ильменка). Здесь, и до 24-го километра от устья, где справа впадает приток — река Самро (Самра), Долгая разделяется на несколько рукавов, образующих внутреннюю дельту. Ниже по правому берегу реки стоят деревни Ложголово и Загорье. Близ последней деревни реку по железобетонному мосту пересекает автодорога Р-42.. Впадает слева в реку Лугу в 93 километрах от её устья.

А ещё в сети есть описание Долгой в древней книге Плечко «Водные маршруты Ленинградской области» Там многая информация устарела и не соответствует действительности.

Мы доехали до посёлка Заручье и далее до моста через р. Долгая. Остановились на правом берегу реки на большой поляне. На левом берегу более лучший подъезд для машин и народу там было много, видимо рыбаки приехали. Попрощались с таксистом и ночью разбили лагерь.

Осень была дождливой и уровень воды в реке был достаточно высокий. Была середина октября, днём было около 10 градусов тепла, дул сильный юго-западный ветер, до 15 м/с.

Мы шли на моей байдарке Шуя-3, это гибридная байдарка производства Тритон, то есть байдарка с элементами каркаса, но по большей части она надувная. У неё есть килевой стрингер и распорки бортов. Для такой мелкой реки Шуя не очень подходит из-за своего киля и каркаса, камней и бревен мы цепляли много. Лучше всего для этой реки подошли бы полностью надувные байдарки типа Веги или Хатанги.

По началу река Долгая очень узкая, 5-8 метров в ширину, и мелкая, 20-40 см глубиной. Дно песчаное, местами каменистое. Берега высокие, река течет в лесу. И конечно на реке множество завалов. Большая часть завалов была пропилена, значит кто-то по реке иногда ходит. По началу мы продвигались не быстро, средняя скорость была около 2.5 км/час. Часто приходилось пробираться через упавшие деревья и разнообразные заторы. Иногда встречались обрывистые берега из песчаника.

Очень скоро и бобриные плотины появились :) От небольших до огромных.

Примерно в 140 метрах от небольшого моста через реку Долгая встретили небольшой порожек, он тут на фото. По нашей воде он был для байдарки непроходим. Перепад высот около полуметра, чуть побольше, падение по камням. Сползли кое как :)

На правом берегу в урочище Доложск строится новая церковь.

Дальше река течёт среди лесов и главными препятствиями являются завалы и бобриные плотины.

Примерно через километр после моста нам встретилась просто огромнейшая бобриная плотина, я такой большой никогда раньше не видел, метра на полтора подняли воду, и это всё из палок и веток построено.

Плечко в своей книге пишет, что от деревни Борисова Гора начинается сложный участок, ничего подобного мы не заметили. Ещё километров 20 река течёт петляя по лесам пока не выходит на болотистый участок, где к берегам подступают высокие камыши. Начинается очень протяженный участок без каких-либо нормальных стоянок до самого посёлка Ложголово, а это примерно 52-й километр нашего пути. Там мы и встали на ночь на небольшой островке после посёлка.

Примерно после 36-го километра пути начинается очень интересный участок реки, Долгая разделяется на десяток проток и протекает через дремучий лес. Перед этим участком мы пообедали и как раз потемнело. Мы любим ходить на байдарке ночью под звёздами, поэтому утром не особо торопились :) Это особый кайф рассекать по воде ночью. Мы работаем инструкторами по туризму, а с группами так делать нельзя, вот и отрываемся, когда ходим сами, без участников :)

Шли мы по космоснимкам, хороших карт на этот регион нет, поэтому мы скачали подробные космоснимки до гугловского масштаба Z18. При этом на снимке видно каждое большое дерево, но не все протоки, потому что они прячутся под кронами деревьев. Несколько раз мы теряли широкие протоки и забирались в совсем узкие, метра 2 шириной, местами пробивались через завалы и заросли камыша. Для меня это был самый запоминающийся участок реки, хотя сил мы на эти 8-10 км потратили много, шли часа 2.5-3.

После посёлка Ложголово скорость течения реки резко увеличивается, там мы и встали на ночь на небольшом островке перед очередным завалом. За сегодня прошли 51,5 км примерно за 12 ходовых часов.

После того как все протоки и притоки собрались вместе, в Долгой стало много воды. Сила течения уже прилично ощущалась и дальше идти ночью нельзя, небезопасно.

В воскресенье вышли не рано, осталось пройти всего 25 км и мы не торопились. И закатный свет хотелось застать на Луге.

Характер берегов после посёлка Ложголово меняется. Местами подходят плотные каменистые породы, берега там высокие, в русле много камней, много полян для стоянок. Также есть участки и с лесистыми низкими берегами. На реке множество шивер. Они идут практически постоянно. В целом они не мощные по нашей воде, перевернуться шансов не было, а вот застрять и порвать байду о камни шансов было много. Периодически застревали, для нашей Шуи в некоторых шиверах воды было маловато, пройти не сев на мель было нереально. Река тут широкая, метров 20-50 в ширину, и даже на шиверах она метров 10-15 в ширину, а воды там 15-20 см, не больше.

По описанию Плечко там у моста около пос. Загорье был обнос ГЭС 250 метров. Ничего подобного там нет, даже следов ГЭС не видели, а вот сразу за мостом есть что-то вроде дамбы, выложенной из камней, и за неё перепад воды сантиметров 50. Поток там уже сильный, поэтому даже небольшая бочечка есть.

После моста Долгая течёт до самой Луги в красивом лесу с разнообразными берегами. Шиверы всё также встречаются, хотя ближе к Луге их уже почти нет, зато высокие обрывистые берега иногда видно.

Перед впадением в Лугу Долгая достаточно широкая и полноводная река, завалов на этом участке никаких нет.

Завершающим участком была река Луга. Здесь она большая и течёт неспешно среди высоких берегов. Как раз начался закат и свет был что надо :) Закончили мы сплав у моста через Лугу в пос. Поречье. Там я разобрал байдарку, а Марина сходила за машиной в Ивановское. На этом и закончили наш сплав:) Прошли 76 км примерно.

Теги: , , , , , ,
Смотри ещё:
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.