Поход по Ладожским шхерам. Питкяранта — Кузнечное
В 2009 году я ходил в поход по Ладоге на байдарке. Прошли от Питкяранты до Кузнечного через все шхеры. Ходили с 26 мая по 7 июня, в тех местах была ранняя весна. После похода я написал большой отчёт, он жил на моём старом сайте, а теперь я его перенёс сюда. Текст не исправлял, оставил всё как было :)
Добавил к этому описанию подробную карту Ладожского озера (север Ладоги, Шхеры), карту брал с какого то торрента давно. Все названия даны по ней. Файл прикреплён внизу статьи!
В 2016 году я разработал отличный маршрут по шхерам Ладоги на морских каяках. Рекомендую этот поход с Клубом Приключений КП :)
Захотелось мне в очередной раз этом году сходить на Ладогу, Я много раз бывал там, но так что бы поснимать фотографии в спокойной обстановке не получалось всё никак. Вот, время пришло, его как раз в этом году у меня в обрез, получалось только в самом начале лета выбраться, даже частично в мае, не сезон для Ладоги, холодно ещё очень. В результате этот поход стал первой экспедицией организованной в рамках проекта «Клуб Фотопутешественников». Я и раньше много чего организовывал, но в таких рамках нет. Поскольку планы мои были почти спонтанными и был не сезон, желающих нашлось не много, после некоторых обсуждений мероприятия в группе в контакте релили ехать только 2 человека я и Аня Богатова. Больше отморозков не нашлось. Ходили на одной байдарке Шука-3, байда совсем не озёрная, но как показала практика очень удобная для длительных не спешных походов, и очень живучая.
И так: Экипаж Щука-3:
Андрей Пашкевич
Аня Богатова
25 мая. Дорога Заезжать я решил в Питкяранту, по моим воспоминаниям 2006 года, когда я ходил соло Приозерск — Питкяранта, мне особенно запомнились два участка по красоте, их хотелось пройти не спеша. От Лахденпохьи до о Самматсаари, и от острова Куопитсари до острова Сикосари, около Питкяранты. Не знаю почему, может погода была хорошая, вода точно была очень низкая в том году, в этот раз уровень воды был как минимум на метр выше, что сказалось на красоте некоторых островов.
В районе Питкяранты очень много островов сложены из красного гранита, но выше уровня воды они грязноватые и на них местами растёт лишайник, а в 2006 году, когда уровень воды был очень низкий, были обнажены чистые красные камни, которые обычно находятся под водой. Сейчас там тоже было очень красиво, но выглядели острова по-другому, суровее. Остальные участки шхер не менее красивы, мне не понравился только участок около Сортавалы, из-за общей грязности как воды, так и берегов, и большого количества людей на моторках, хотя такая тенденция наблюдается около всех населённых пунктов.
Поезд 658 А Санкт-Петербург — Питкяранта, отправляется около 22 часов с Ладожского вокзала, в Питкяранту идёт только один вагон от этого поезда, сам поезд идёт в Петрозаводск, а наш вагон прицеплен к нему совсем не по порядку следования вагонов, а с противоположного конца, пришлось побегать по платформе со всем хламом. А вещей у нас огромная гора, у меня основной походный хлам, плюс куча фототехники и 2 штатива, килограмм на 45-50 очень внушительных размеров, литров на 160, и у Ани раскладки на 10 дней пути. Проводница была явно не довольна. Мой рюкзак не входил по габаритам ни в какие нормы, в ящики не влезал, и занял всю третью полку, во всю длину. Потом к нам подошел начальник поезда и попросил рюкзак всё же подвинуть, пришлось его немного укоротить.
Поезд тронулся, народ стал расползаться по своим полкам, а народу было в общем не много, около 2/3 вагона, и мы уселись у окошка на свободную полку. Дорога до Питкяранты не очень далёкая но всё равно долгая, в Питкяранту мы прибывали только к 11 часам утра. Было много времени поболтать, кто как живёт, чем занимается. Оказалось мы последний раз виделись в 2005 году, когда ходили на Уксун, ну или немного позже, но вспомнить это никому не удалось.
Наш вагон отцепили в Лодейном поле и около часа кантовали и сцепляли с другими вагонами, формировали состав в Питкяранту, спать при этом было сложно. В результате туда прибывает 2 пассажирских вагона и десяток грузовых одними составом.
День 1. 26 мая. Начало маршрута, Питкяранта — о. Вуоратсу
ЖД станция в Питкяранте находится метрах в 200-300 от берега Ладоги, но напрямую там не пройти, особенно в этот раз, там всё было заставлено несколькими составами вагонов. Сам вокзал — достаточно приличное здание. Там находится как ЖД вокзал, так и автовокзал. Ходят автобусы в Питер, в 2006 ходили каждый день, около 12 часов дня, точно не помню, сейчас не смотрел. В Питкяранту можно было забрасываться на нём, он идёт всего 4-5 часов, но с таким количество вещей, сколько было у нас, это было бы проблематично.
От ЖД вокзала мы пошли вдоль железной дороги на север, дошли до конца платформы, метров 500-600 пешком, потом тропинка спускается к ЖД полотну, пройдя немного по ней (метров 100-200), мы перешли ЖД пути и вышли на дорогу, которая идёт параллельно ЖД путей сос стороны Ладоги. Вдоль берега сплошной стеной идут частные дома, и подход загорожен заборами. Приблизительно в этом месте есть подход к воде, широкий подъезд и что-то вроде маленькой пристани для лодок, я там заканчивал маршрут в 2006 году.
Мы в этот раз пошли по дороге дальше на север, что было напрасно, потому что того подхода к воде мы так и не нашли. Нужно было пройти на юг, метров 100-200, подход к воде должен быть где то на уровне конца платформы. А мы пошли на север, прошли ещё метров 600-700 по дороге, пока не нашли небольшой подходик к воде. Берега там достаточно высокие, местами каменистые, у берега камыши, хорошо хоть трава ещё не выросла, а то было бы место для сбора байдарки совсем отвратительное. Можно было пройти ещё немного дальше, до того места где дорога выходит на берег, а можно было попросить подвезти до туда мужиков от вокзала. Там всегда тусуется хотя бы несколько водил с машинами, они всегда встречают поезд. Рекомендую так и делать, для тех у кого очень много вещей.
Байдарку я собрал минут за 15, надуть щуку не сложно, ещё минут 15 и мы отчалили, растолкав носом камыши у берега. Вода в Ладоге ледяная, градусов 5-7, ветра нет, но я забыл те самые резиновые кружки на вёсла, поэтому всё равно брызгает на морду :) Вёсла у меня на щуке удлиненные на 0.5 метра от стандартных Ттритоновских дюралевых вёсел, грести мне так удобнее, потому что на щуке высокая посадка, и что бы высоко не поднимать их и не брызгать в морду я их удлинил, ещё лет 8 назад. Аня по своей каякерской привычке гребёт грамотно, высоко поднимая весло, обильно поливая меня брызгами :))) Прошли мимо о. Кюлюсари, на северном мысу о. Вихкимясари встали на обед около 12 дня, он же завтрак.
В поезд еды ни кто не взял, не влезало уже… Природа на Ладоге по своему развитию отставала от Питерской недели на 2-3, листочки на берёзах только раскрылись на 5-10 миллиметров, на осинах и ольхе почки ещё не раскрылись, и всё остальное этому соответствовало. Было достаточно тепло, светило солнце, по крайней мере градусов 12-15 было. На берегу была видна пристань, где грузят щебёнку
В другую строну уже была видна открытая Ладога и ближайшие острова. Много времени не теряли, сварили макарон с сухим мясом, поели и отправились в путь, хотелось побыстрее уйти от цивилизации. Как вышли, пошёл легкий дождик. Мимо острова Мустасари, южнее обогнули о Петяясари, где около его мыса из Ладоги торчат два огромных камня-острова, которые служат домом для многих чаек и других птиц, острова даже отмечены на карте.
Дальше севернее острова Паймионсари мы подошли к острову Вуоратсу и начали огибать его с юга. Сегодня идти далеко мы не планировали, поэтому хотели полазить по грядам островков на юге Вуоратсу и на самом Вуоратсу где-то встать. Сам он очень высокий и очень суровый, в 2006 году я на нём даже не нашёл места для палатки и спал на перевёрнутой байдарке на камнях, без палатки. Было достаточно удобно, но пришлось спасть в накомарнике внутри спальника. Это кстати очень удобное свойство Щуки — быть удобным диванчиком, хотя я её обычно жалею, и не использую её так. Мы вышли на скалы на Южном мысу о. Вуоратсу погулять, пофотографировать. Внизу на панораме как раз виден этот мыс, слева. Справа остров Паймионсари.
На Юге острова Вуоратсу множество маленьких островков, камней, и просто гряд уходящих в открытую ладогу. Все они чистые, потому что их периодически моет штормами. На скалах живёт огромное количество чаек. Они как раз высиживали яйца, хотя из некоторых яиц уже вылупились маленькие детёныши. Чайки завидя нашу байдарку издалека начинали кричать, потом парили над нами, иногда даже пытались отогнать пикируя на нас. Скоро мы к этому привыкли, так было на протяжении всего маршрута, когда мы проходили мимо камней и гряд, а там их очень много. Чайки предпочитают строить гнёзда на голых камнях, там где растёт лес их очень не много. На тех островах где живут чайки, других птиц нет, наверно они ни с кем не дружат :) Но если есть другие птицы, то там нет чаек. Хотя в основном там только два вида птиц — чайки и крачки. Мы быстренько засняли несколько гнёзд и не стали больше их беспокоить.
Среди островов встречаются выдолбленные в скалах сооружения, типа окопов, возможно с военных времён.
Так же на острове Вуоратсу мы встречали много осколков каких то бомб или снарядов, покореженные корпуса которых были разбросаны по скалам. Плыть далеко мы не собирались и искали где бы встать на Вуоратсу. Единственная низкая бухточка на острове, где растёт лес и нет скал, её хорошо видно по карте, там остров наиболее узкий и почти перерезается заливчиками с двух сторон, очень грязная, вся завалена мусором, полиэтиленовыми пакетами, бутылками, буреломом. Видимо стоянка малопосещаемая, но всё равно очень грязная, возможно туда мусор приносит волнами. Особенно много мусора в воде у берега, чего ни где в Ладоге нет, так же в воде много зелёных слизиобразных водорослей на камнях. Но это так везде в Ладоге было в этот раз. Раньше я такого не замечал. Но вода была очень чистая, камни на дне было видно на глубине 3-4 метра. Тем не менее берега острова были крайне не приветливы, хотя и красивы.
На панораме Ладожского озера внизу: слева видны небольшие острова около о. Вуоратсу, на горизонте остров Тейсянсари, Рантасари, мыс Импиниеми, остров Сикосари и мелкие островки южнее его, мыс Павонниеми, большие камни — острова Руотсинлуодот и скальные оконечности мыса Лапойнниеми по середине панорамы , за ним видна какая то вышка, там где находится пристань, откуда грузят щебёнку. Справа большой скальный остров — о. Вуоратсу.
Внизу на панораме мыс Лапойнниеми и о. Вуоратсу.
На многих фотографиях для отчёта я включаю байдарку в кадр для оценки масштаба.
К вечеру поднялся ветерок, так обычно всегда бывает на Ладоге, когда погода устойчивая стоит, то есть не меняется. К вечеру ветер усиливается, и к ночи затихает. Утром же от штиля начинает усиливаться до достаточно сильного ветра, пик обычно приходился часов на 7-8 вечера. Если погода меняется то ветер может сильно дуть когда угодно :)
Сегодня прошли 12 км.
День 2, 27 мая. Карьер Мурсула, Сикосари, Кулхонниеми
Встали достаточно рано, часов в 7 утра. Пока готовили завтрак, опять пошел дождь, поставили тент, позавтракали, дождались завершения дождя и вышли. Направились прямо на мыс Лапойниеми, там так же жило много чаек, и мы прошли его стороной, не подходя близко к камням, прошли вдоль берега до островов Руотсинлуодот, один из них очень красив, он представляет из себя огромный камень из красноватой породы. Далее мы планировали зайти в пролив Сюскюянсалми, посмотреть карьер Мурсула, старую церковь там и пройти через протоку в Ладогу, севернее о. Сикосари. Для начала мы зарулили в бухточку на о. Тильккусари, красивое место, даже для стоянки, но нам туда не нужно.
В самом проливе Сюскюянсалми местами берега опускаются, подходит лиственный лес. Нашей целью был карьер и церковь. Их хорошо видно с воды. Церковь в плачевном состоянии, это Православная церковь св. кн. А. Невского Германовского скита Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Рудник производит ещё более унылое впечатление, кучи хлама, камни, весь берег засыпан непонятно чем, забор. Выходить там желание пропало сразу. Сняли с воды.
Потом нас ждал сюрприз :) Пролив оказался не проливом, протоку давно засыпали. Там где на карте нарисована протока, теперь огромная насыпь, на вид её лет 20 как минимум, карты у нас обновляются не часто :) Вернулись назад, места там симпатичные, но западнее о. Тильккусари по низкой воде будет не пройти, мы и сейчас еле прошли, там всё заросло камышом
Остановились на острове около м. Павонниеми, скалы, камни, красиво. Растительность постепенно распускается, но холодно, дует ветер. Я немного утепляюсь, и мы идём дальше.
Мимо островков и мысов прошли к южному мысу о. Сикосари, и встали в бухточке среди скал на обед, остров недавно выгорал и там очень много дров, скалы гладкие, не то что на Вуоратсу. Постепенно поднимался ветер, пока обедали опять пошёл дождь, кое-как среди скал натянули тент, развели большой костёр, холодно даже во всей тёплой сплавной одежде. Неопрена и гидрах у нас нет. Я их не люблю, потому что у меня их нет :) а Аня их не взяла. И я даже не спросил её почему так :)
Внизу на панораме о-ва Кулхонлудот слева, мыс Кулхонниеми и о. Сикосари справа на горизонте.
Остров Сикосари весь скалистый, возможно там есть стояночки в бухточках на восточной его стороне, но на западной стороне их точно нет, я знаю там одну хорошую стоянку на его северном конце. Вставать мы ещё не собирались, поэтому пошли на мыс Кулхонниеми по волнам, благо ветер был попутный. Встретили первую за всё время моторку, мужик пытался плыть на незагруженной лодке против ветра, получалось у него плохо. Тем временем волна разогналась не слабая, Шука очень хорошо идёт по волне, огибая валы, не имея продольной жесткости. Постепенно мы вышли на западный конец мыса, что бы нас не прибило волнами к скалам на самом мысу, потому что волны об скалы били не слабо, и возможности причалиться там нет, скалы торчат из воды. Мы пошли в Глухую шхеру, или пролив Маясалми (с восточной стороны), вокруг острова Маясари, который как бы находится внутри шхеры п-ова Кулхонниеми.
По мере углубления в шхеру погода становилась всё лучше :) Ветер ослаб, волны не стало, было впечатление что мы попали в лето, теплее там было градусов на 10 точно. Метров через 200-300 после входа в шхеру есть не плохая стоянка со сложенной баней, что полезно знать, в этом районе стоянки в дефиците. В северной части шхеры в неё впадает ручей из озера Сарилампи, это озеро на 53 метра выше уровня Ладожского озера, а слив из него падает в Ладогу красивыми водопадиками.
Поснимав достаточно в этой шхере мы пошли дальше, но далеко не ушли, встали на одном из островов Кулхонлуодот, напротив западного выхода из шхеры. Симпатичный островок, встали мы прямо на пологом камне у воды, но там ещё есть подготовленная стоянка приблизительно в середине острова, больше к юго-востоку. На этом острове проблемы с дровами, потому что он весьма не большой.
К вечеру ветер стих, но всё равно с южной его стороны с Ладоги шла волна.
После обеда долго лежали на камнях на спине, смотрели в небо. Непередаваемые ощущения. Вечером всё закатное небо затянуло тучами и ветер так и не стих, поэтому вечерняя фотосъёмка не состоялась. К ночи пошёл дождь. Посмотрев на всё это дело я привязал несколько дополнительных оттяжек к палатке и поставил байдарку со стороны возможного продувания. После Ладоги в 2005 году я на свою палатку привязал столько верёвочек и оттяжечек, что потом я их срезал много лет на всякие нужды, а теперь пришлось привязать новые. Сломанная ночью ветром палатка дело неприятное.
Сегодня прошли 23 км.
День 3, 28 мая. Теппананиеми, Хунуканлахти, Импиниеми
Встали рано, вышли в 10 утра. Ветер всё дует, волна достаточно сильная, но приемлемая, идёт с юго-запада. Быстро дошли до мыса Теппаниеми, места около мыса низкие, не свойственные шхерам, с хорошим лесом, землёй и травой, а не камнями. Есть хорошие стояночки, севернее мыса, на всей его протяженности. Внизу на панораме восточный берег мыса Теппанниеми, о. Сусари и о. Хауккасари
Обогнув этот мыс, пошли в сторону мыса Импиниеми, осторожно срезая заливчики не уходя далеко от берега, и не приближаясь к нему. Об скалы била сильная волна, криминальная для Шуки с её боковым дрейфом при ветре. Зашли в залив Хунуканлахти посмотреть что делается на Импиниеми, там волны ожидались самыми сильными, да и просто пофотографировать и погреться. Волны слегка заливали байду, да и брызг было достаточно, не смотря на вырезанные шайбы для весел из пенки , в общем было холодно, А в заливе было тихо и тепло.
Всё-таки мы решили обогнуть мыс и встать в бухточке на южной стороне мыса. Там ещё есть хорошие стоянки в бухточке на западной стороне мыса, там где грузили камни со старой каменоломни располагавшейся на этом мысу. Прошли мыс Импиниеми с трудом, на самых его южных скалах еле выгребли против ветра, гребли как могли, скорость была почти нулевой, с нашей парусностью против ветра было не пройти, потом ушли в бухточку и почти вылетели на берег на волне. В общем было экстремально и холодно. Волны заливали даже не смотря на склонность щуки огибать их.
Палатку поставили среди берёз и сосен, загородившись от ветра растянутой верёвками байдаркой на боку и привязав все оттяжечки. Приготовили обед, на обед супчик. Супчик в этот раз у нас был из настоящей картошки, капусты (не из пакетика) и сущёного мяса, плюс в это всё крошатся сухари и кладётся майонез и специи, всё это должно иметь консистенцию жидкой каши. Супер весч, походное хрючево, или жориво :) Рекомендую. В этом походе обошлись без консервов совсем. А тем временем ветер всё усиливался и нагонял волну.
Делать было нечего, середина дня, свет светит для фото не лучший, солнце высоко, гуляем по мысу. На мысу сохранились следы разработки камня. Не знаю когда таким способом высекали камни, думаю давно. Там местами лежат огромные горы отвала неправильно отколовшихся камней, сохранились не отколотые камни, или те которые не успели утащить на баржу. Увозили их по воде, ещё сохранились несколько старых пристаней выложенных обломками камней.
Откалывали камни просто вбивая металлические клинья в просверленные по линии отлома отверстия. Местами камни отламывали прямо из гладких гранитных стен, из «бараньих лбов».
Самой высокой точкой мыса является точка 62 метра над уровнем Ладоги, откуда открывается замечательный вид во все стороны.
А внутренне озеро спокойное, и что очень приятно, тёплое, даже очень тёплое. После купаний в Ладоге, с водой 5-7 градусов, в этом озере я просидел минут 10 в воде, пока купался и мылся. Хотя вода там наверно была всё-таки не более 12-13 градусов, днём в воздухе было не больше 15 гр.
Вечером это внутреннее озеро Импилампи особенно красиво, зеркальная поверхность воды, сосны, камни на берегу. На мысу в северной части озера кто-то построил дом, симпатичный срубчик, вид он особо не портит. Туда вероятнее всего возили стройматериалы зимой, как раз через ту бухточку в которой мы стояли, потому что к озеру была прорезана просека, все кусты вдоль тропинки спилены под уровень земли.
Мы поднялись на точку 62 м и догнали садившееся солнце
Сегодня прошли 10 км.
День 4, 29 мая. Ватсиниеми, Ристисари, Лаппи, Мякисало
Проснулись не рано, вышли тем более не рано. За ночь Ладога полностью успокоилась, был практически полный штиль, светило солнышко. Прошли мимо стоянок на западном берегу мыса, красивые просторные стоянки, на много палаток.
Путь от м. Импиниеми до м. Ватсинниеми вдоль берега очень живописен, проходит среди скал, камней и большого числа островков, прозрачная вода, чайки, утки. На панораме внизу: о. Ристисари слева (маленький его кусочек, самая северная часть), о. Пеллотсари, вдали залива Халинселькя виднеется о. Мякисало, высшая точка Ладожских шхер. О. Кяпялансари посередине панорамы и берег Ладожского озера в заливе Перенлахти и далее на юг.
Внизу на панораме остров Мякисало крупнее. Видно о. Пеллотсари слева, о. Мякисало, его скалы и острова перед ним.
Остров Ристисари обходим с восточной стороны по проливу вдоль берега, вода чистейшая, мы проплываем над оргомными камнями помахивая вёслами, зеркальная водная гладь, скалы и сосны по берегам. Высаживаемся на разведку на северном мысу острова, и немного посмотрев по сторонам решаем идти к острову Мякисало. Во первых туда по ветру плыть и там высшая точка шхер, 92 метра.
На обед встаём на берегу, около острова Кяпялянсари в тихой бухточке. В кустах встретили гадючку, первый раз за поход, она заслышав нас сразу уползла к себе в гнездо, и мы её больше не видели.
Далее вдоль берега дошли до острова Каринсари и взяли курс на о. Лаппи, это высокий лесистый остров, но на нём нет обзорной площадки, он покрыт весь лесом
А рядом о. Тортонсари с огромным гладким камнем по серелине, оттуда должен быть хороший вид на рассвет. Я всегда присматривал съёмочные точки для утренней фотосесии, правда они ни разу не пригодились, после вечерних фотосъёмок, утром я ни разу не вылез из палатки на рассвет…
К острову Мякисало нас уже прибила лёгкая волна. Остров заросший дремучим лесом, к тому же похоже он не так давно выгорал, внутри острова бурелом, очень темно и неуютно. Немного походив по берегу решаем идти дальше, вдоль Мякисало искать где можно остановиться. В результате находим более-менее приличную стоянку около бухточки, западнее высшей точки острова. Вдоль северо-западного берега острова стоит огромная скала, с настоящей осыпью внизу, как в горах :) Вечером я даже слышал как с этой скалы с грохотом срываются камни.
Потом мы полезли на гору. Вообще после этого восхождения желание лазать по островам у меня на порядок уменьшилось. У меня были с собой хорошие треккинговые боты и я был рад. Остров заросший огромным дремучим лесом, плюс там очень много поваленного сухостоя, завалы, плюс спуски и подъёмы круты, и самое главное с высшей точки острова НИЧЕГО не видно :( Там тот же самый дремучий лес, мы весь его облазили. Но на скалу вылезти легко. Это не высшая точка, но метров 70-80 там есть. Со скалы открывается замечательный вид на запад.
На о. Мякисало есть ещё одна гора, не самая высокая, а та что севернее бухточки, которая практически и разделяет этот остров. Туда местные подплывали на моторках смотреть закат, оттуда он наверно виден лучше.
Сегодня прошли 16 км.
День 5, 30 мая. Ляскеля, Вехкалахти, Суонсари, Риеккалансаари
Проснулись опять не рано. Для Аниного фотика у нас сели все батарейки и акумы. Решаем зайти в Ляскелю, заодно пополнить запасы продуктов, потому что ели мы больше нормы и почти всё съели :) Ляскеля достаточно большой посёлок, там есть 3 магазина. Находятся они приблизительно по середине посёлка, если смотреть по карте. В Ляскели впадает в Ладогу река Янисьёки, мы причалили около впадения Янисьёки, немного западнее, там у местных что то типа пляжика. Что бы попасть в магазин, лучше спросить у местных, или пойти по дороги вдоль Ладоги, когда она повернёт направо, на развилке чуть дальше повернуть налево, метров через 200 повернуть направо около трансформаторной будки, пройти ещё метров 150 и там будет видна центральная площадь и магазины. Всего до них идти от того места где мы высадились метров 500. Вылезать западнее можно, но там начинается какая то база с хламом. Хорошо закупившись двигаемся дальше.
Там где на карте обозначена пристань, на 500 метров западнее впадения Янисьёки, она действительно есть, огромная пристань с кучей хлама, тянется она почти километр, причаливать там не стоит. Ещё там есть огромная куча щепок, сваленых на берегу озера. Волны разносят их, и они там на дне лежат вдоль всех берегов, покрывая всё ровным слоем гнилого дерева. Подобные горы щепок есть около Приозерска, только ещё на порядок большие.
Дальше идём вдоль берега, поднялся сильный ветер, и мы пробираемся у самого берега, выгребая против ветра. Путь даётся не быстро, но всё же мы добрались до мыса Ораваниеми, полуостова Вехкалахти. Места там по пути достаточно низкие, по сравнению со шхерами в открытой Ладоги, лес растёт смешанный, хотя так же много камней и скал, они просто поменьше. Вода мутненькая, немного тёмная, слегка торфяная. От мыса берём курс на Сусарет, проходим между Сур-Суонсари и Пиен-Суонсари. Красивые острова, на Сур-Суонсари много красивейших закрытых бухточек, там встречаем рыбаков. Встаём на Сикасари на обед, ветер совсем уже сильный, и холодно.
Первоначально подходить к Сортавале я не планировал, собираясь идти от о. Ристисари до о. Самматсари почти по прямой, по краю шхер, но поскольку мы были уже внутри шхер, зайдя в Ляскелю в магазин, я вспомнил, что где то тут долгое время тусовались последователи Агни-йоги с палаточным лагерем, и возможно они там построили что то подобное тому что они построили в долине Ярлу на Алтае Было маловероятно что они там уже заехали так рано, и я не помнил на каком острове они жили, но в моей памяти что то намекало на Суонсари. Там никого я не видел, хотя особо не искал, видел рядом рыбаков. В интернете пишут что они были на Тулолансари. От Сикасари мы взяли курс на мыс Хиденниеми острова Риеккалансаари. Опять с трудом пересекли полтора километра воды против очень сильного ветра, обогнули мыс по ещё более сильному ветру и встали на небольшом мысу в 600 метрах после поворота берега на юг, на высоком камне возле красивого леса.
Буквально через час ветер совсем стих и наступил штиль. Солнце опустилось к горизонту, тучи рассеялись и всё вокруг стало сказочно жёлто-оранжевым. А ещё там была очень тёплая вода, относительно конечно же, я долго купался, и даже Аня без драйтопа залезла в воду :)
Вечером Аня ещё отважилась забраться на вершинку рядом, 73 метра, а у меня желания ходить по дремучему лесу уже не было.
Сегодня прошли 26 км.
День 6, 31 мая. Сортавала, Хавус, Самматсаари
Проснулись рано, и вышли уже в 10 утра. Стоял полнейший штиль, ни ветринки, а мы рассекали водную гладь своей байдаркой. Скорость была хорошей, мы быстро прошли пролив Уйттасалми и подошли к мосту в Сортавале, который оказался понтонным и не проходимым для судов, даже для байды. Пришлось пропихивать её в щель около левого края понтона под тросами.
После моста мы взяли курс на юг. Из Сортавалы ходят ракеты на Валаам, и пристань как раз находится в северной части оз. Ляппаярви а фарватер идёт вдоль восточного берега, лучше там с ракетами не сталкиваться :) хотя волны от неё почти нет, идёт она на подводных крыльях, но быстро. Берега там достаточно низкие, к воде подходит трава и лес, очень много домов, мостков, различных баз. Практически до о. Сикалуото, вода грязная, лучше туда не заходить, нечего делать около Сортавалы туристам. Остров Хавус от берега отделяет маленький проливчик, на генштабовской 500-метровке он обозначен правильно, на ней вообще всё правильно отмечено, я рекомендую только ими пользоваться. Протоку найти не сложно, но она весьма узковата. Там с трудом пройдёт одна лодка и мостик на остров Хавус очень низкий. Ещё она вся заросшая водорослями и перегорожена не одной сетью, и ещё там десяток мостков с гвоздями. Вообще сетей в Ладоге стоит очень много, особенно у населённых пунктов, у местных есть свои участки, где они ставят сети, места у них постоянные, приплывают только рыбу собирать на моторках.
Протоку аккуратно проходим, между островов Витсасари и Палосари, и обедаем на островке Витасари, небольшом островке в Ладоге.
После обеда мы пошли а пролив Витто, обогнули мыс Ристинеми и пошли по проливу Хасиансалми, вдоль западного берега о. Самматсаари, на его южный край в открытой Ладоге, мыс Мустанниеми. С Ладоги, как всегда задул сильный ветер, и опять мы пробирались вдоль берега. На мысу Мустаниеми есть большая хорошая просторная стоянка, так же много хороших стоянок дальше по берегу о. Самматсаари на восток, в бухточках. На этот мыс мы приплыли ради обзорных точек для восхода и заката, первое как всегда не пригодилось…
Честно говоря видел такое впервые, другие виды гало бывало видел, а такое нет…
Сегодня прошли 38 км.
День 7, 1 июня. Рахкасари, Путсари, Таватсари, Маталасари
Встали рано, вышли в 8:20, хм… как то раненько однако получилось :))) Погода хорошая, ветра почти нет, решаем прогуляться до о. Путсари, до церкви на нём. Перегребаем на мыс Карисари, мимо о.Мурансари, подходим к северной стороне о. Рахкасари. Там в одной из бухточек натыкаемся на лежбище ладожских нерп, штук 6, заслышав нас они попрыгали в воду, и только издалека поглядывали на нас из воды. Снимать их было неудобно.
Вообще нерп в Ладоге мы встречали достаточно много, иногда они плавали у островов, иногда они плавали рядом с байдаркой, иногда встречали их, когда они просто куда то плыли, обычно в компании. Встречали их только в открытых шхерах, около населённых пунктов их не встречали.
От западного берега о. Рахкасари мы взяли курс на юго-запад на камни в Ладоге, на них оказалось огромное количество чаек, мы их немного потревожили.
Далее перегребли к о-вам Колканлуодот около о. Путсари, уже по ветру. Путсари выгорал летом 2006 года. Тогда была сильная жара и засуха, очень многие острова выгорели тогда. Я Видел как горел Путсари в 2006, сейчас он в основном представляет из себя унылое зрелище. Пустые выжженные скалы, без земли, только безжизненные остатки стволов лежат на них, и даже лишайник ещё не вырос. Сколько лет ему восстанавливаться? Наверно много десятков лет. Судя по спутниковым снимкам он почти весь выгорел, остались только низины. Вообще на Ладоге много выгоревших островов, даже слишком много.
По восточной подветреной стороне острова мы обогнули его и вышли на мыс Ряйнниеми, полазали по голым безжизненным скалам. Без растительности там очень сухо, даже в нашу не жаркую погоду, что усиливает ощущение безжизненности.
Обогнули мыс и вошли в бухту Лауринсалахти, нас встретил сильнейший встречный ветер, по началу мне даже показалось что зайти туда не удастся, но мы всё же выгребли. В западной части бухты построена церковная пристань, большой красивый понтон. Вход на неё закрыт на замок, и висит табличка, что причаливать тут нельзя, ещё весь берег затянут маркером, и так же таблички что бы не причаливали. Мы конечно причалили, привязали свою байду и пошли гулять по острову. Около пристани есть несколько строений, дрова, а на горке, с видом на внутренне озеро построен скит св. Георгия, ещё есть старые развалины чего то, что посмотреть мне стало влом.
Назад с Путсари мы пошли тем же путём, посчитав что ветра будет всё же меньше, чем с западного его берега, но всё равно и вдоль восточного берега дуло очень сильно. Мы обогнули Путсари и встали на обед на его северном берегу, не доходя метров 800 до о. Верккосари. За камнями развели костёр, закрылись от ветра, и было даже тепло.
После обеда ветер не уменьшился, поэтому мы решили несколько часиков поспать, расстелили пенки и легли спать в спальниках на берегу. Проспали часа 3, ветер слегка утих.
Ближе к 9 вечера выходим, идём на запад. А когда солнце село мы опять увидели гало, не такоё четкое как вчера, но тоже различимое.
Закат нас застал около островов Окулинсарот, и сопровождал почти до о. Сикасари. Вообще полностью закат не пропадал ночью никогда, всегда оставалась хотя бы красная полоска, которая постепенно переходила в рассвет. Белые ночи всё таки. В этот раз мы решили идти ночью, было достаточно светло, да и всё небо светило ещё красновато-синим светом.
А около острова Уконсари, пока мы снимали остатки заката, к нам подплыла нерпа, эта была очень любопытная нерпа, она долго плавала вокруг нас, иногда выныривая очень близко, но всё же побаиваясь нас. Один раз она даже почти заглянула в нашу байду :) Было слишком темно что бы её качественно снять, но всё же.
Дальше стало ещё темнее и главное холоднее. Мимо острова Калто прошли к о. Рампенсари, и западнее о. Таватсари подошли к маленькому островку рядом. Высадились на него, походили по нему, но то, что Таватсари закроет восходное солнце от нас, нас совсем не устроило :)) Солнце конечно не потребовалось на восходе, но всё же мы догребли до о. Маталасари. Долго там искали стоянки. Там есть оборудованная стоянка с кострищем на северо-западном его конце, мы встали на северо-восточном краю, с видом на закат и восход. Недалеко от нас была оборудованная стоянка, но мы ночью её не нашли. Сложили новое кострище на камнях.
Сегодня прошли 39 км.
День 8. 2 июня. Юкансари, Кухка, Каувансари
Проснулись совсем поздно. Вышли ближе к двум дня. Догребли до Юкансари, посмотрели стояночки на западном берегу.
С Юкансари должно быть хорошо видно закат, но мы на него к закату вчера не успели. Теперь наш путь лежал в сторону Терву. Погода была хорошая и спокойная, мы пересекли Якимварский залив в направлении мыса Кельпянниеми.
Погода была на редкость спокойная и солнечная, полный штиль. Вдоль берега острова Соролонсари много камней с большим количеством гнёзд разных птиц. Чайки как всегда пытались нас прогнать подальше от своих домов :)
Берег о. Сорогсари в основном низкий, в нём много заливчиков и мысов, всё голые камни, местами можно кое где встать в бухточках. К п-ову Пёллёнсари берега немного поднимаются, местами среди скал к воде подходит сосновый лес.
Через некоторое время мы опять заметили интересное атмосферное явление — солнечное гало.
Это такая радуга вокруг солнца, которая бывает независимо от осадков и облаков. В данном случае мы видели так называемое малое гало, часть которого была скрыта за облаками. Гало образуются при прохождении солнечного света через атмосферу содержащую кристаллики льда, от характеристик кристалликов зависит форма гало. Тем временем ветер совсем стих и образовалось почти идеальное зеркало на поверхности воды, а мы встали на обед на о. Хемесари. Хороший небольшой островок с большим количеством дров. Ещё там на берегу жила гадючка, периодически шелестя сухими листьями в кустах
После обеда мы подошли к острову Кухка, обогнув пару красивых островков. Весной 2005 года я в тех краях застрял во льдах на байде и долго пробирался среди них, поэтому у меня была ностальгия :)))) В заливе Хассенлахти на о. Кухка есть какая то база, или просто чей то дом, красивый домик, и пляж рядом. Вообще на о. Кухка много хороших стоянок с пляжами, в заливе Папинниеменлахти, в зал. Хаукайсенлахти, которая соединяется с пляжиком в проливе Рускеансалми. Так же на о. Кухка много скальных берегов, но стоять там не везде удобно.
Обогнув остров Кухка и пройдя пролив Рускеансалми мы встретили закат, так же начала портиться погода. Пройдя ещё немного встали на о. Каувансари, на его северо-западном конце, в сосновом лесу с замечательным пляжиком.
Купаться там уже никакого желания не было, заметно похолодало, и поднялся сильный северо-восточный ветер. Как потом оказалось этот ветер дул трое суток, и дождь шёл почти столько же. Предвидя надвигающуюся жопу я решил по максимуму пройти по закрытым шхерам и протокам, что бы подойти хотя бы к Лауватсари, оттуда уже близко до возможных точек выброски. Продукты у нас уже заканчивались, пора было уже к дому.
В том краю выброситься можно от деревни Терву, или от Куркиёки, ну или от Берёзового и Кузнечного, туда мы и собирались. По началу была мысль подняться по тихой в Приозерск, но желание грести вверх по Тихой уже не было, и по Вуоксе со стороны Ладоги в Приозерск подниматься не лучшая идея. Во первых, там пристань с кучей моторных лодок и кораблей а ещё там огромное количество строительного мусора по берегам и в русле. Один раз я там пробовал подняться, делать этого не советую. Там можно подняться до сужения реки, потому что дальше на Вуоксе пороги, это где то в 2.5 км от станции.
Сегодня прошли 29 км.
9,10 и11 дни похода.
Дул очень сильный северо-восточный ветер, шла мощная волна и дождь, а мы уходили в пролив Лейленсалми. Обогнув о. Руокосалонсари, через протоку, вышли к о. Хамарансари, и обогнув о Котасари с западной стороны через протоку вышли в залив Хелмелянселькя. Тут природа слегка меняется, к воде подходят пологие поля с травой, после стольких дней скал они реально порадовали глаз. Пройдя немного на запад, мы вошли в пролив Кискансалми. Это узкий пролив с высокими скальными берегами. Остров Мюкримянсенсари недавно выгорал, поэтому пролив тал выглядеть печальнее. Стоянок в проливе не много, падающих со скал ручейков в этот раз тоже не встретили. Выйдя из пролива, пошли на запад, между о Лауватсари и берегом. Встали на м. Уконниеми. Ветер к тому времени стал совсем штормовой, шёл дождик, в воздухе было градусов 8.
Встали лагерем вечером, натянули тент, сидим греемся :) С нашей стороны не дует. К ночи дождь и ветер усилился, никаких просветов не предвидица, всё затянуто.
Прошли 21 км
Лауватсари большой остров, На его западной части много хороших стоянок с пляжами, лес с огромными соснами. В 2006 году я застал на Ладоге ураган, тогда на Лауватсари повалило много сосен по западному берегу, их до сих пор пилят на дрова. Так же там были и свежие поваленные сосны. С дровами сейчас там проблем нет, сосен зато стало меньше. Северный берег Лауватсари без особых стоянок, так же южный, по крайней мере юго-западный, дальше я не заходил. Местами берега скалистые. Разместились мы на одной из оборудованных стоянок, был большой выбор, на острове больше не было ни одного человека :)
С самого утра шёл сильный дождь, временами переходящий в ливень. Сидели жгли костёр под тентом, доедали остатки раскладки. Когда стало совсем нечего делать, занялись посадкой сосен. Поскольку много сосен поломало ветром, мы решили посадить там новые, принесли из зарослей, где их очень много, и посадили около берега :)
К вечеру с южной стороны острова разогнались большие волны, которые с рёвом разбивались о скалы. Но в нашей бухточке особых волн не было, они разбивались о косу, складываясь с отражёнными волнами непонятно откуда взявшимися, образуя причудливые интерференционные картинки. Волны шли перпендикулярно друг к другу, местами образуя фонтаны пены.
Следующий день особых изменений погоды не принёс. Немного поменялся ветер, дождь стал чуть-чуть поменьше. Аня нашла на берегу меховую шапку-ушанку, наверно её потерял какой-нибудь любитель подлёдного лова. После просушки, она была очень кстати. К вечеру от нечего делать решили покататься на волнах. Как раз на той косе, где они разбивались. Лёгкая щука с одним человеком летала только так, проносило на волне метров по 50. Идти в такие волны куда-либо на щуке было нельзя.
Вода была более чем прохладной, и в воздухе было не более 5-7 гр, так что мы быстро замёрзли, и занятие это прекратили :) К вечеру облака стали повыше, циклон проходил. Запасы еды уже были давно почти на исходе, чай заваривали уже из пустой пачки, дня 3, никогда бы не подумал что в пустой пачке чая есть так много чая :)))
День 12, 6 июня. От Лауватсари до Кильполы
Погода утром была пасмурной, но стабильной, был штиль, но не потеплело. Помня вчерашнее катание мы немного утеплились. Аня из пены от спасика (там тоненькая, удобная для таких дел) склеила что то вроде варежек, приклеев их скотчем к веслу. Смотрелась эта конструкция так, словно я её примотал к веслу скотчем, что бы гребла лучше :)))
А я просто обмотал металлическое весло одним слоем тонкой пены. Чего мне было достаточно. На Ладоге был штиль, но не совсем, были огромные, очень очень пологие волны, как цунами. Которые незаметно периодически поднимали и опускали байдарку, озеро ещё не успокоилось. Действие это вызывало какое то неприятное ощущение… как то укачивало немножко.
Прошли мимо о Саммалсари, Койонсари, посмотрели на его пляжи, и пошли дальше. Вроде Койонсари пока не застроили, в 2007 году я видел на нём залитые бетонные фундаменты для коттеджей в лесу. Теперь на остров построен мощный мост, и там идёт строительство. По крайней мере в его западной части что то строили в 2005-2007 годах, я видел. С берега пока ничего не видно.
Прошли мимо мыса Раханиеми, опасный скальный мыс, для щуки по крайней мере. Далее мимо каменистых островков с множеством чаек к мысу Куркуниеми. В Кочергу заходить желания уже не было, да и запасов еды тоже не было. Погуляли по Куркуниеми, слазали на маяк. Видимо он старинный, добротная металлическая конструкция, есть дырки от осколков врёмён войны. Сейчас маяк не работает.
На маяке было наклеено важное объявление. Привожу тут текст объявления:
Внимание! Летом 2008 года в Ладожских шхерах в районе от Приозерска до Сортавалы начала работать «Ассоциация добровольных лесных пожарных» Если Вы обнаружили дым или пожар и не можете самостоятельно справиться с огнём, передайте информацию о пожаре диспетчеру «Ассоциации» по телефону +7 921 393 98 01 с максимально подробным указанием: Где горит (название острова, координаты, направление итд…) Что горит (подстилка, деревья, трава…) Есть ли угроза людям Площадь пожара Кто сообщил Сколько людей находится поблизости от пожара Можете ли помочь в тушении Запишите этот номер и сообщите другим ! Сохраним вместе Ладожские шхеры !
Дальше обогнув все скалы Куркуниеми, мимо Хепосари, который кстати недавно тоже выгорал, Лапинсалов пролив Кавантсалми к мосту около деревни Тиурула. Местность там более низкая, камыши, вода в заливе Уласканселькя грязная, торфяная. Встали около протоки, разделяющий о Кильпола на 2 части, на каменистом мысу.
Тучи отступали и начинало показываться солнце, завтра будет хорошая погода, завтра мы едем домой.
Прошли 34 км
День 13, 7 июня. До Берёзовое
Встали рано, собрались. Погодка отличная, светит солнышко, жарко.
Оставалось нам не много, решили выйти в Берёзовом. Первоначально хотели вылезти в том месте где дорога подходит к берегу, немного южнее берёзового. Там удобное место для сбора вещей. Но убрав карту я проскочил мимо островка, где нужно было повернуть и мы в результате ещё обогнули о. Белоярский и о. Ласточкин, выйдя как раз напротив пристани, где грузят щёбёнку. Я там заканчивал маршрут в 2005 году, место там унылое. Старые корабли, какой то хлам, колючка на берегу, с надписью проход запрещён :) На м. Ровные построили какие то огромные пристани для лодок, в самом заливе Гладкий, где подходит дорога, есть много баз.
Мы прошли в самый конец залива и вылезли на берег как раз рядом с табличкой с надписью «причаливание запрещено…» точно не помню. Там грузят суда щёбёнкой и поэтому там повешены такие таблички, что бы никого сухогрузом не раздавило. Так нам объяснили весёлые ребята из службы безопасности той конторы которая щебёнку в Кузнечном делает. Прибежали они где то через полчасика, и попросили берег покинуть. Спорить с ними не стали, собрались и ушли через кусты на дорогу. Там местами натянута колючая проволока, поэтому нужно пройти немного на север, метров 100, и потом по кустам до дороги, метров 50. Оттуда по дороги в Кузнечное где то 4-5 км. Дошли за час с небольшим, груза было много.
По пути нас встретили местные на мотоцикле, и спросили не нас ли служба безопасности оштрафовала. Мы ответили, что нас, но не оштрафовала. На что мужики с матюгами объяснили, что эту службу безопасности нужно слать на х.. потому что та территория не их, и таблички они поставили не законно. В любом случае не рекомендую завершать маршрут в том месте, неудобное место. Лучше вылезать или в Берёзовом и ловить машину, или на трассе немного южнее Березового, там где дорога подходит к воде.
Около станции Кузнечное работает 2 магазина, типа всё в одном. Выбор приличный, всё необходимое есть :) Ещё 3 часа на электричке и мы в Питере, поход закончен :)))
И так, всего прогребли около 255 км.
Написано: 16 июля 2009 года для старого сайта.
Перенесено на новый сайт в 2013. И ещё раз перенесено на новую версию сайта в 2023 :)
Теги: Истории из походов, 2009, Карелия, На байдарках, Ладожское озеро