Самым интересным по ощущениям местом в Непале для меня оказалась ступа Боднатх
Мне интересно исследовать различные подобные сооружения. Древние храмы, ступы и природные объекты, так называемые места силы. Все они как-то влияют на людей, и это влияние, и механика, устройство этих сооружений, этих древних механизмов, мне интересна. Как же их исследовать? Собой конечно :)
Боднатх огромная ступа, похожая на конус или колокол со сложной структурой. Люди туда приходят и ходят вокруг неё по часовой стрелке. Обойти её по периметру занимает минут 10. И с каждым кругом состояние меняется. Замечая этот процесс, можно замечать, как влияет эта ступа.
Пройдя 3-4 круга я сбился со счёта. Энергетическое поле ступы ощущается как огромная вращающаяся воронка, в которой движешься со всеми паломниками, плывёшь в потоке. Попадающие в это поле синхронизируются и настраиваются на какую-то общую буддистскую волну. Особенно хорошо это заметно по вновь влившимся в эту воронку. По началу они сильно выбиваются из общего ритма, и постепенно настраиваются.
Эта ступа что-то вроде большого буддистского камертона. Приходишь туда и настраиваешься на эталон. За этим туда наверно паломники и приезжают. Чтобы эта благость на них снизошла :) В Непале таких рабочих штук видел не много, ожидал что их там больше.
Из Википедии.
Бодна́тх (в разных транслитерациях Боудданатх, Боддинат, Боуда и т. п.) — буддийский храмовый комплекс на северо-востоке Катманду в Непале, расположенный в одноимённом районе города. Боднатх считается основным центром тибетского буддизма в Непале. Ступа построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Через Боднатх лежал путь из Тибета в Индию, и здесь останавливались многие паломники.
Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.
Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят также маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой — по этим ступеням спускается дух.
Вокруг ступы по кругу идут четырёхэтажные дома с магазинами, сувенирными лавками и ресторанами.
Название «ступа» (санскр. — «макушка») характерно только для Индии и Непала; в Шри-Ланке применяется название дагоба, в Мьянме — зеди и пато, в Таиланде — чеди и пранг, в Лаосе — тхат, в Тибете и Бутане — чортен, в Монголии — суварга; в России (Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтай) — субурган, в Китае и Вьетнаме — бао та, пагода и т. п.
Ступа — буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Преимущественно представлены в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение.
Первые ступы появились в Индии ещё в добуддийские времена и изначально выполняли функцию памятников на могилах правителей. Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка, верхняя часть головы», а также «куча камней и земли»
С распространением буддизма из Индии в другие страны Азии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами.
На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.
Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму и обретали свои особые архитектурные черты.
В Китае роль ступ выполняли постройки особой формы — пагоды, послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не точно придерживались индийских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Пагоды, возведенные на вершинах гор и на берегах рек, не только символизировали учение Будды, но и становились украшением окружающего ландшафта, объектами созерцания.
В Таиланде, Бирме и других странах Юго-Восточной Азии, где распространён буддизм Тхеравады, ступы получили распространение в совмещённом виде: храм—пагода.
В некоторых странах Юго-Восточной Азии понятия пагоды и ступы означают храм, в других — пагоды и ступы отличают друг от друга. Обычно формы тайских и бирманских ступ — конусообразные, с более скошенными углами. Одной из самых известных пагод такого типа является Шведагон — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма. (я её видел:)
В Тибете, Бутане и некоторых других местах также получили распространение «упрощённые» ступы, в архитектуре которых не видно чётких пропорций и всех элементов восьми традиционных ступ. Эти сооружения больше походят на небольшие домики без двери, на крыше которых расположен ещё один «домик» с «Будда-аспектом». Иногда сверху добавляется традиционный шпиль с тринадцатью кольцами.
Уже ранние ступы (Большая ступа в Санчи, III—II вв. до н. э.) имели каноническую трёхчастную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Обычная техника сооружения ступы — облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре ступы часто применяются раскраска и позолота.
В ступах тибетского типа на вершину устанавливают соёмбо — символ огня, солнца и луны.
Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.
Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца. Эта практика считается возможностью получить более сильное, по сравнению с обычным посещением, магическое воздействие ступы на себя и свою жизнь, и считается одним из видов совершения (накопления) доброй кармы. При этом в Тибете и Бутане гораздо более ценным и полезным считается обход ступы в виде простираний на земле: сначала совершающий этот обряд ложится на землю, распростёршись на земле в полный рост, а затем поднимается и становится ногами на то место, которого коснулось его лицо; затем опять ложится и т. д. — и дальше продвигается подобным образом.
Ламы, приезжающие к ступам, проходят 108 раз вокруг неё. Некоторые верующие совершают обход, с перерывами на отдых и сон, много дней. Таким образом, ступы являются одним из мест паломничества буддистов, в частности, с целью совершения ритуальных обходов вокруг них.