Ладожские шхеры на байдарке на майские, отчёт об одиночном походе

Автор: Андрей Пашкевич
Дата публикации: 10 мая 2005

Написано было в 2013 году, А в 2023 я перенёс этот текст на новый сайт.

Дело было в начале мая 2005 года. Незадолго до этого я лежал на диване на даче и осознавал острое желание уйти в поход. Но ничего интересного на горизонте не предвиделось, ни кто из друзей ничего стоящего не организовывал. Да и общаться особо ни с кем не хотелось. А ещё и денег совсем почти не было.

Идея сходить одному на байдарке по Ладоге открыла новые горизонты моих приключений. Поскольку я сам такого от себя не ожидал, был сильно удивлён :)

Быстро собрался, доехал на электричке до Приозерска и… понеслось.

Байдарка у меня одна, моя любимая Щука-3, 2000 года выпуска. Она ещё и сейчас жива, в 2013, когда я пишу эти строки. Байдарка хорошая, мне нравится, не смотря на многие дефекты производителя у моего экземпляра. У моей байды и параллелограмм, винт и облезлая она вся. Выглядит просто пипец, народ пугается. Особенно сейчас.

Зато она очень устойчива на воде, непотопляема и очень живучая, её можно поставить на ровный киль с грузом на озере одному. А ещё это удобный диван у костра.

И вот. Байдарка готова, вещи упакованы, весло в руках… Конечно это была авантюра :)

В 2005 году я купил первую приличную зеркалку, плёночную Canon 300V и несколько любительских стёкол. 28-105 и 75-300, ещё был 50/1,8. Снимал на плёнку. Сканы тогда делать не умел, но делал сам :) Получалось не очень хорошо. Переделывать не буду.

По Вуоксе быстро дошел до Тихой, по ней без проблем дошел до Ладожского озера. Под автомобильным мостом есть порожек, его проходить не стал, мокнуть не хотелось, бочка там была приличная весной.

Вышел в Ладогу. Погода была прекрасна, тихо и спокойно. Я направился в сторону острова Ягодный, около него встретил первый плавающий лёд. А между островами Беличий и Котельный был уже большой ледовый затор.

Остановился на ночь на восточном мысу о-ва Котельный. Хорошее место, чайки всю ночь орали на близлежащих островах, было не заснуть.

Вид на Ладогу с этого острова отличный, красивый закат.

Утром немного пофотографировал и пошел дальше (поплыл тоесть). Мимо острова Мал. Чёрный к острову Кильпола, вдоль его восточного берега на север, огибая маленькие островки. Здесь всегда дует ветер, в этот раз он был не сильный.

На ночлег остановился где то в районе острова Исо-Койрасари, погулял по нему, поснимал берега.

Остров высокий, скалистый. Я затащил свою байдарку метров на 15 вверх на скалу, где поставил палатку и сложил кострище. С этого места открывались отличные виды.

Дальше двигался в сторону о-ва Хепосари, и далее мимо мыса Куркиниеми на о. Койонсари. Я много слышал про этот волшебный остров но был там впервые, расположился на совершенно пустом безлюдном пляже.

Помню лежал на пенке в зимней куртке, а сверху на меня падала мелкая морось…

Погулял по острову, забрался на все вершины, обнаружил забетонированные фундаменты будущих домов. Было там пустынно.

На следующий день пошел дальше. Севернее Лауватсари через пролив, потом по узкому проливу Кискансалми на север, потом как то среди островов до пролива Хепосалми, и от туда по проливу Керпясенсалми к открытой Ладоге со льдинами.

Остров Лоукиосари весь выгорел. Забрался на его высокие скалы, вид печальный… Мертвый лес, а вокруг льды.

Пошел на север через пролив Рускеансалми, который оказался плотно забит льдом. После получаса расталкивания льдин носом байдарки и веслом, я всё же застрял :) С Ладоги подул боковой ветер и льдины сомкнулись в единое ледовое поле. Путь назад тоже закрылся.

Пришлось вытащить байдарку на лёд и стоя на колене в байдарке, второй ногой толкаться от льда. Так и двигался, периодически соскальзывая с льдин в воду.

Но вскоре я пробился через затор, обогнул мыс Хаукайсенниеми, и остановился на ночлег на мысу Паксуниеми о-ва Кухка.

Поставил палатку на высокой скале за рядом небольших сосен. Неподалёку сложил большой костёр на отдельном скальном лбе. Как всегда виды окружающие были сказочными. Старые фотографии плохо передают то что я видел…

Ночью разгулялся шторм с сильным ветром. Я растянул все оттяжки у палатки. Потом ещё десяток верёвочек к ней привязал и их тоже растянул. Поставил байдарку на бок, как ветрозащитную стенку, и её тоже растянул наверёвки. И всё равно ветер гнул мою палатку почти до земли.

Пришлось переодеться в мокрую сплавную одежду, остальное убрал в гермы. В случае если бы палатку совсем порввало, я бы закутался в тент и лёг в какую-нибудь расщелину между скал спать дальше. Но обошлось, палатка выдержала не смотря на рев ветра и грохот волн.

Ветер пригнал море льда из открытой Ладоги, а каждая волна подбрасывала эти многотонные льдины и с грохотом разбивала о скалистый берег.

На утро всё затянуло томаном, сохранялось приличное волнение, но ветер стихал. Везде вокруг плавал лёд. Особенно в стороне Лахденппохьи, где я собирался заканчивать маршрут.

Осмотрев перспективы в телеобъектив я решил аккуратно возвращаться в Кузнечное. Перспектива попадания между качающимися на волнах льдинами не радовала.

Я аккуратно поплыл вдоль острова Кухка, в поисках залива Хоссенлахти. От туда до озера Рюхмянлампи было чуть более 500 метров по острову.

Я решил протащить байдарку по земле, потому что все проходы вокруг острова были забиты льдом.

Остров там низкий и болотистый, поэтому я легко дотащил байдарку волоком. В проливе карпянсенсалми было гораздо спокойнее, теплее и приятнее.

Назад я возвращался тем же путём что несколько дней назад, только в обратном направлении. Разбил лагерь на о-ва Лауватсари.

На Лауватсари было хорошо, солнечно и тепло, после о-ва Кухка. Я наблюдал красивейший закат, а потом звёздное небо…

Посколько я не планировал возвращаться в Кузнечное, запасы еды у меня начали заканчиваться. Погода всё ещё была не стабильной, я торопился домой.

От Лауватсари, мимо о. Койонсари, мимо мыса Раханиеми к мысу Курканиеми. Где то в районе мыса Корттениеми ветер и волна снова усилились, пришлось пристать к берегу.

У байдарки Щука нет киля, поэтому её легко сносит боком по ветру. Поэтому на ней опасно ходить вдоль скал в сильный боковой ветер.

Подумав о жизни я решил собрать вещи и перетащить байду через один из далеко вдающихся в Ладогу мысов. Вскоре я был в бухточке южнее мыса Уконниеми.

На следующий день еды осталось печально мало, а погода ещё ухудшилась. Решаю сделать ещё один обнос через скалистый мыс до залива Кочерга. Метров 300 по скалам.

Спустил байду в Кочергу на глазах изумлённого туриста одиночки. Особенно на него произвело впечатление, как я бросил байду с 10-ти метровой скалы вниз. Байда надувная, что ей будет :) Но наверно смотрелось забавно. Байда на скалах :)
Это был единственный человек которого я встретил там за весь поход.

Из западного края Кочерги сделал ещё один волок по лесу, метров 500 до Ладожского озера. Там даже тропиночка есть.

Дальше путь мой пролегал по закрытым шхерам, льда больше не было, ветер дул не так сильно. Мимо о-ва Вахвасенсари к мосту около деревни Тиурула, дальше на юг ещё километра 3-4, там переночевал.

Тут еда совсем кончилась. Стало совсем грустно :) На утро сплавная одежда превратилась в ледышку, впервые завесь поход А ещё через пару часов я был на берегу около дороги на Кузнечное. В бухте где грузят щебёнку и где швартоваться нельзя, но в такое время там ни кто меня не видел.

Ещё час сборов и полтора часа хода, и я около станции Кузнечное. А таам, там есть магазин, и не один…

На этом моя авантюра завершилась.

Прогрёб около 150 км. Ходил где то с 30 апреля, дней 10.

Написано в 2013 году, перенесено на новый сайт в 2023.

Теги: , , , , ,
Смотри ещё:
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.