Вы здесь

Отчёт о сплаве по рекам Березайка и Мста на майские

Ходили 3-10 мая 2009 года.

День первый.

Мы прибыли в славный город Бологое, выгрузили рюкзаки и катамараны, внушительная получилась кучка. Пока я ходил за газелью на Автостанцию, которая находится сразу около подземного перехода, на выходе, на другой стороне ЖД, нашлась Женя, которая чуть раньше приехала из Москвы.

В две ходки мы перетащили все рюкзаки к машине и поехали :) Поскольку приезжали мы вечером, то маршрут было решено начать от моста на трассе Москва - Питер через Березайку. Водитель газельки заезда не знал, и мы немного покатались по лесу пока вышли на оз. Малое Пертешно, где и остановились на мысу. Поворот с трассы не доезжая метров 500 до реки, грунтовка, метров через 200-300 нужно повернуть направо, потом около озера ещё раз направо.

Вечером собирали катамараны,готовили еду, обсуждали предстоящий сплав. Очень весёлая подобралась компания, с первого дня жутко ржали, без особых на то причин :))))

День второй.

Позавтракав, отплыли. Перед этим я провёл инструктаж, как правильно сидеть в катамаране, как грести, как держать весло, какие мышцы правильно напрягать при этом что бы быстро не устать.

Грести нужно не руками, а по возможности напрягая мышцы спины, и много чего ещё, в идеале наверно напрягаются почти все мышцы тела.

Шли на двухместных катамаранах. Все наши вещи лежали на катамаранах на баллонах и на межбалонной палубе, между ними, в гермомешках, на вещах сидел (или лежал) третий человек. Так получилось существенно веселее, гребцы часто менялись и было больше людей с кем можно поболтать :)

По началу грести слаженно мало у кого получалось, катамараны крутились, медленно дрейфуя по озёрам, скорость была минимальна, а пройти нам всего нужно было около 200 км.

Скоро озеро Бол. Пертешно закончилось и мы вошли в русло с приличным течением. Катамараны понесло, и мы скоро добрались до деревни Нарачино, где наш путь преградила полуразрушенная плотина. Плотина представляла из себя несколько сливов с техногенным мусором, за сливом валы не более полуметра. Посмотрев на всё это мы решили катамараны обнести по берегу, потому что клеиться совсем не хотелось.

Следующее озеро – Селище, прошли не успев войти в него, выход совсем рядом. Не дойдя метров 500 до ЖД моста, встали на обед, развели костёр у берега.

Мост через Березайку

Весна была в своём начале, только распускались почки, появлялась первая трава, но было очень жарко, солнце жарило как летом. Я открыл купальный сезон.

Дима нашёл лосиный рог на поляне, сказал что это ему подарок от лешего :)

После обеда пошли дальше. Река местами разливалась, заливая поля. Березайка сильно петляет, и местами петли проходят очень близко друг от друга, поэтому часто появлялся соблазн срезать петлю по залитому полю, что не всегда такое получается, иногда застревали. Было весело.

Стоянка перед АнисимовоБерезайка около Анисимово

Встали на стоянку около деревни Анисимово, не доходя около километра до первых домов, на высокой стоянке в сосновом лесу. Стоянка оборудованная, стол, скамейки, наверно это популярное место у местных, туда подходит дорога. На майские там было спокойно и безлюдно, ни кто нас не потревожил.

День третий.

На катамаране

Прошли Анисимово, течение сильное, под мостом немного зацепили бетонную опору, обошлось без повреждений:) Дальше берега поднялись, течение усилилось, катамараны понесло ещё быстрее к посёлку Березайка быстро подошли. Показались дачные участки, домики, грядки, которые уже начали вспахивать любители этого дела. Мы им махали руками, проплывая мимо.

Потом показался весьма низкий мостик, воды в реке было очень много, поэтому пришлось обносить. Для обноса чалиться лучше на левом берегу. Течение достаточно сильное а застревание под мостом было бы не желательно. В Березайке ещё три таких мостика, но они немного повыше, мы их прошли пригнувшись. В центре Березайки по берегам много построек промышленного типа, стоит котельная. Пройдя последний деревянный мостик, мы зачалились перед ЖД мостом, для похода в магазин. Там есть несколько не плохих магазинов. Что бы их найти нужно пройти немного за ЖД мост, причалист у правого берега и пройти по дороге метров 500 вдоль ЖД.

Дальше пройдя ЖД и автомобильный мост, после поворота, реку пересекает ещё один низкий деревянный мостик, за которым небольшой завал из деревьев слева. Прошли по центру. После этого река отдаляется от поселков и уходит в болота. Она сильно петляет, и при том, что воды было очень много, русло иногда с трудом читалось. Вся масса воды медленно текла одним потоком, как по руслу, так и по полям и болотам вокруг. Местами водная гладь существенно расширялась, а местами появлялось русло к которому подходили кусты. Все уже научились слажено грести и мы быстро продвигались вперёд. Попав в огромный разлив и опять потеряв русло хоть с каким то течением, решаем встать на обед, как раз нашлось сухое местечко. Грести сегодня все устали.

Пообедали, отдохнули и снова в путь. Река немного сужается, но не на долго. Опять бесконечные болота, никакой скорости, да ещё и гроза собралась. Очень сильный ветер крутил катамараны на водной поверхности, но мы всё же шли вперёд. Гроза прошла стороной, успев только слегка напугать, а мы подошли к небольшой правой притоке Солодожки. На этом участке наши три катамарана шли достаточно далеко друг от друга, я отслеживал их местоположение только по периодически доносящемуся смеху из-за поворота.

Дальше река приобрела форму реки, хотя течение было и не сильным. Вечерело, солнце светило на нас своим жёлтым светом, а мы всё шли вперёд. Хотелось пройти подальше и найти хорошую стоянку, а они давно не попадались в болоте. После деревни Подмощье, которая стоит на высоком крутом берегу ландшафт изменился, появился сосновый лес. Нашли хорошую стояночку на правом берегу около впадения левой притоки - Алёшинки. Стоянка хорошая, опять со столом и скамеечками. Вечером начался небольшой дождик, повесили над костром тент. Туча опять прошла мимо, немного закрыв закат на горизонте.

ВечеромВ лагереВесенний пейзаж

День четвёртый.

пристали в АнисимовоБерезайкаВодная гладь

Быстро собрались и вышли. Течения опять почти нет, ветра тоже нет, очень спокойное тихое утро, только мы рассекаем зеркало воды. Вышли в озеро перед Рютино, там мы хотели посетить старую разрушенную церковь и магазин, поэтому погребли на юг. Берега все залиты, плывём над травой, кустами и ещё непонятно чем. Вскоре встаём около Рютино, на полуострове. Недалеко от места впадения Валдайки. Пока ребята занимаются культурной программой, я фотографирую окрестности. Очень симпатичные там старые домики с залитыми огородами. В небе пролетают гуси.

Сплав по р. Мста. ГусиСплав по р. Мста. В дер. АнисимовоСплав по р. Мста. В дер. Анисимово

Все возвращаются, грузимся и отправляемся в другой конец озера, где выходит река, на которой стоит плотина. Плотина в этот раз залита водой, и даже перепада воды на плотине почти не было, не более 20 см.

Сплав по р. Мста. Мост через Березайку около АнисимовоСплав по р. Мста.р. Мста

После принятия двух приток количество воды в Березайке значительно увеличивается, но и река расширяется. Берега её становятся высокими, поросшие лесом, но течение всё равно не очень быстрое, около 4 км/ч. Не спеша гребём дальше, мимо нас пролетают старые деревеньки с колоритными домками, и после очередной деревни, мы встаём на обед. Прямо на берегу, на поляне, как всегда готовим супчик на костре, делаем чай, немного отдыхаем и движемся дальше.

Домики по берегам МстыДомики по берегам МстыЯ купаюсь

Сплав по р. Мста. ОбедаемСплав по р. Мста.На катамаране

 

Река течёт всё быстрее, берега становятся ещё выше, лес по берегам становится более тёмным и не проходимым. Очень много деревьев погрызанных бобрами, встречаются бобриные хатки. Я видел бобра на берегу и ещё один раз в воде, когда купался. К нашему счасть река слишком широкая для бобриных плотин, на всём протяжении маршрута ни одной бобриной плотины мы не встретили.

Вдруг погода начинает портится, и начинается дождь, встали на первой попавшейся стоянке на левом берегу в еловом лесу, повесили тент. Как всегда погода быстро наладилась. Хорошо.

День пятый.

На рассветер. Мста, на рассветер. Мста, на рассвете

р. Мста, на рассветер. Мста, на рассвете

Сегодня встали раньше, около 7 утра. Решили пройти побольше, что бы день постаять на порогах,и что бы Андрей успел на свой поезд в Череповец. Позавтракали и пошли. Течение хорошее, несет быстро, ещё все гребут, уже натренировались.

Быстро доходим до впадения в Мсту, течение там быстрое, около 10-12 км/час по GPS,встречаются небольшие порожки, перекаты. Мста впадает справа в посёлке Березовсткий Рядок, после большого моста. Течение её заметно меньше чем в Березайке, и воды там меньше. После объединения потоков, дальше, уже Мста, расширяется до 50-100 метров и течёт со средней скоростью.

Вылезаем в Мал. Семерицах посмотреть на очередной подвесной мост и сходить в магазин. Магазин закрыт, остаёмся без хлеба, следующий магазин в Жадинах и в Опеченском Посаде.

С мостаМост в Бол. СемерицахМост в Бол. СемерицахСплав по р. Мста.

Встаёмна обед около деревни Бол. Глинец, на высоком травянистом берегу, дрова в лесу метрах в 100. Костёр разводим на берегу, там сырее, и его легче заливать водой. Очень много сухой травы вокруг. Нужно быть аккуратнее с костром весной, иначе можно легко устроить лесной пожар.

После тихого часа идём дальше. Сегодня идти ещё много, поэтому решили грести до вечера. Перед впадением Уверти нас ждал очень не приятный плес с сильным встречным ветром почти без течения, пришлось погрести.

Сплав по р. Мста.Сплав по р. Мста.Сплав по р. Мста.

После Уверти река ещё расширяется и увеличивает свою мощность, огромный поток несёт нас с приличной скоростью. В Деревни Полоное встречаем очень низко висящие провода, по виду это провода осветительной сети 220 или 380 вольт. Воздушная линия электропередач как обычно с оголёнными проводами без изоляции. В центре реки до них около метра от поверхности воды, мы прошли немного в стороне, но всё равно пригнулись. Пожалуй такие провода поопаснее всех порогов. (В 2010 и 2011 году проводов уже не было!) Находясь на воде зацепится за провод под напряжением было бы очень не желательно.

Идём дальше, проходим Девкино, и как всегда подвесной мост, какие построены в каждой крупной деревни на реке. Дальше река ускоряется, около деревни Бол. Чернец около острова небольшие порожки,валы 20-30 см, быстрое течение. И опять мы натыкаемся на низко висящую линию электропередач, в этот раз на хороший скорости. Пригибаемся и проходим. Сейчас очень высокая вода, обычно на 1-1,5 метра ниже (для майских). (Этих проводов в 2010 и 2011 годах так же не припомню)

На рассветеСплав по р. Мста.Стоянка

Далее дорога идущая вдоль реки отходитв сторону от Мсты, а мы начинаем искать стоянку, берега лесистые, лес высокий, хвойный. Вскоре находим полянку с маленькими берёзками и встаём.

Сегодня прошли около 50 км по GPS навигатору.

Готовим усиленный ужин, ложимся спать, завтра нас ждут пороги и очередной магазин :)

День шестой.

Сплав по р. Мста.

Выходим не очень рано, течение хорошее, несёт 7-8 км/час, скоро проходим мимо Жадин, по пути встречаем несколько небольших перекатиков и подходим к Опеченскому Посаду. Это большой посёлок, старое поселение купцов. Они в своё время построили там каменную набережную на манер Питерской, которая до сих пор частично сохранилась.

Причаливаем увидя вывеску магазина "Бабушкина Лавка" но у бабушки ничего хорошего не оказалось, даже хлеба нет :( идём дальше. Магазинов в Опеченском Посаде много, находим приличный чуть дальше и глубже от реки, покупаем хлеба, кетчупа,пельменей и колбасы :)

В Опеченском посаде пройдя подвесной мост, выстраиваемся один за другим и сильно не растягиваясь идём по центру реки. Под бетонным автомобильным мостом падение реки около метра,после этого течение заметно усиливается, до 10-15 км/час. В русле много волн, валов, перекатов и вообще вся вода не спокойная, валы в среднем около 0,5 метра. Такая река идёт до Малого порога, где мы встречаем несколько валов более метра высотой, но без бочек.

Для катамаранов этот участок никакой сложности не представляет, качает разве что как на горках.

Быстро подошли к Великому порогу. Здесь на входе слева большая бочка, так же не опасная для катамарана, но гружеными мы её всё же обошли справа. После бочки слева в русле около поляны хаотически разбросаны косые валы и маленькие бочки, вторая левая бочка в конце поляны не работает, очень много воды, всё залито.

Мы зачаливаемся немного ниже поляны, разгружаем катамараны. Решаем встать на верху поляны в её самом конце (по течению), народу на поляне уже много, а завтра 9 мая, будет вообще толпа. Нас ждали пельмени, поэтому быстро разводим костёр и кипятим воду. Эх хороший был обед :)

После обеда готовим каты для катания, снимаем с них все верёвочки, палубы и прочее, идём в порог.

Сплав по р. Мста. В Великом порогеСплав по р. Мста. В Великом порогеСплав по р. Мста. В Великом пороге

Сплав по р. Мста. В Великом порогеСплав по р. Мста. В Великом порогеСплав по р. Мста. В Великом пороге

Сплав по р. Мста. В Великом порогеСплав по р. Мста. В Великом порогеСтоянка на Великом пороге

Большая часть команды была впервые на сплаве в порогах, поэтому острых ощущений было много. Грести уже все более менее научились, я показал основы слаломной техники, прокатившись по нескольку раз со всеми желающими. Потом ребята катались сами, а я взял в руки фотоаппарат.

Катались в первой бочке, которая была около метра высоты, но кат не переворачивала даже боком, хотя держала и крутила до 30 секунд. Потом не сложные валы чуть более метра и причаливание у края поляны. Так и закончился этот день.

День седьмой.

Сплав по р. Мста. В Великом порогеСплав по р. Мста. В Великом порогеСплав по р. Мста. В Великом пороге

Сплав по р. Мста. В Великом порогеСплав по р. Мста. В Великом порогеСплав по р. Мста. В Великом пороге

Проснулись не рано, за предыдущие дни все устали, особенно после катания. Позавтракали, и снова в порог. Было 9 мая, на поляне был аншлаг, на порог выстроилась очередь, в бочке постоянно кувыркались каякеры. Когда в очереди стало нужно стоять минут двадцать, кататься всем надоело. Мы пообедали, собрали вещи, заново  упаковались, старательно привязав все гермы к катам и пошли дальше. После конца великого порога валы стали поменьше, но всё равно на всей протяженности реки до порога Лестница встречались валы 0,5-1 метра, меcтами встречались бочки.

Подземная река Понередка была вся залита водой, зачалиться около неё было негде, прошли мимо, посмотрев на неё с катамаранов. Лестницу проходить не планировали, по такой воде там стоит огромная бочка, хоть и промывная. Зачалились у левого берега для просмотра,прошли вдоль берега, бочка стоит в центре русла, и по бокам русла можно пройти не попав в бочку. Обычно её проходят справа, но в этот раз слева был более лучший проход. Так же по такой воде была полноводной канализация справа, вокруг островка, в обход Лестницы.

После Лестницы река не спокойная, течение быстрое,периодически встречаются валы. Проходим порог Егла, валы около метра, есть бочка,  обходим её. Далее река так же быстрая и не спокойная, проходим ещё два порога, в одном нас в бочке окатывает по уши:) А река всё не собирается успокаиваться. Встать на последней стоянке хотелось уже так, что бы не попадать больше в валы, потому что наши пустые рюкзаки и упаковки от катов лежали без герм и мокли. В результате встали только около Полыновки, километрах в трёх от бетонного моста в Боровичах, на левом берегу.

Последняя стоянка перед БоровичамиЮлька

 

Хорошая чистая стоянка на высоком травянистом берегу, только ветер сильный. Вечером погода начала портиться и проходящий атмосферный фронт чуть не сдул наши палатки:) Пришлось от ветра загородить катамаранами, что было по любому не лишним, что бы их не стырили, всё таки уже стояли почти в населёнке.

День восьмой.

Встаёмв 6 утра, без завтрака собираемся и уходим. Хотели успеть на электричку около 3-х часов из Малой Вишеры. Мы быстро дошли до городского пляжа в Боровичах, пляж был полностью залит водой, и даже не похож на пляж. Он находится перед старым металлическим мостом. Всё же мы встретили несколько перекатов и валов которые замочили наши вещи в самих Боровичах…

Пока ребята разбирали каты, я ходил за машиной. 10 мая большинство водил были не в состоянии куда-либо ехать:( В результате нас довезли три машины таксистов до Окуловки. До Малой Вишеры нет хорошей дороги. Таксисты говорили что дорогу разбили лесовозы и фуры, итеперь туда ни кто не ездит. В Окуловке мы выяснили что из-за испытаний нового скоростного поезда Сапсан, отменили нашу электричку, пришлось ждать 5 часов следующую. Потом перегрузка в Малой Вишере и мы едем в Питер! Поход завершён!

Этот текст я написал давно для старого сайта. Сейчас перенес на новый :)